Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Остановит ли парламент «распыл» 300 миллиардов бюджетных гривен?

Виталий ШАБУНИН: «Все, кто крадет наши деньги, хотят распоряжаться ими не в Украине. И это — их самое слабое место»
04 октября, 11:51
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На следующей неделе Верховная Рада дружным голосованием может остановить «распыл» 300 миллиардов бюджетных гривен. Вынесенный на голосование Законопроект № 2207 журналисты и общественные активисты называют «ключевым антикоррупционым законом страны». Его полное название — Проект Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (относительно усиления прозрачности закупок предприятий). Изменения, предусмотренные этим законопроектом, очень простые, но чрезвычайно важные, объясняют специалисты. Мол, без этих норм украинцы в контроле над использованием государственных — то есть наших — средств, как слепые котята, которых очень просто «развести» профессиональным казнокрадам.

Представители власти же Законопроект № 2207 комментируют с осторожностью. Среди его инициаторов — все лидеры оппозиционных партий и три парламентария-оппозиционера, и ни одного регионала.

Почему? Ответ, в том числе на этот вопрос, — в интервью «Дню» с председателем правления общественной организации «Центр противодействия коррупции» Виталием ШАБУНИНЫМ.

♦ ЗАКОНОПРОЕКТ №2207

— На следующей сессионной неделе ВРУ будет рассматривать Законопроект №2207. Полное название — Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (относительно усиления прозрачности закупок предприятий). Вы его называете «главным антикоррупционным законом». Почему?

— Ежедневно власть закупает товары и услуг на один миллиард гривен. Это — около 360 миллиардов в год, 250 из них — закупки государственных предприятия. В июле прошлого года Верховная Рада разрешила тратить эти деньги без всякого конкурса и обнародования документов. А это значит, что две трети государственного бюджета расходуется без единой информации на сайте вестника государственных закупок о том, что покупают госпредприятия по какой цене и у кого. В наших реалиях эта норма — это наиболее оперативная и масштабная схема вытягивания денег госпредприятий в «черный бюджет» — на потребности провластного кандидата до выборов Президента.

Законопроект № 2207 — очень простой. Мы понимаем, что принять законопроект, который вернет закупки государственных предприятий в тендерные процедуры — нереально. Да и в принципе не хотим этого. Опыт показывает, что любые «процедуры» вор может использовать на свой манер. Мы разделяем позицию Всемирного банка относительно того, что предприятия должны были бы быть свободнее в операционной деятельности. Но... Законопроект №2207 фактически состоит из нескольких предложений: госпредприятия и дальше покупают без тендерной процедуры, но пусть отчитываются, что покупают, у кого, и самое главное — по какой цене. В Законопроекте №2207 прописана следующая процедура: прошло три дня после закупки, и на сайте вестника Госзакупок госпредприятие должно обнародовать отчет. Это дает общественности возможность проконтролировать или были злоупотребления.

— Законопроект предусматривает процедуру проверки таких «отчетов»? Представим ситуацию: Госпредприятие за государственные средства купило директору внедорожник, но в отчете написали, что купленное авто — это необходимый для хозяйственных потребностей мусоровоз.

— Такой «фокус» — это усиление доказательной базы в уголовном производстве. Но наличие даже такой информации — это уже инструмент борьбы со злоупотреблением, потому что есть что проверить. Видим, что какое-то госпредприятие купило на какую-то сумму какие-то машины, говорим об этом журналистам или общественным активистам. Они звонят туда, где приобрели, и интересуются деталями соглашения.

Пока нет информации — нечего проверить, а соответственно обжаловать.

Уничтожит ли Законопроект №2207 всю коррупцию — однозначно нет. Но без него нет никаких шансов на борьбу с ней. Это — первый и ключевой шаг.

— Законопроект №2207 имеет достаточно весомый перечень авторов...

— ...Подписантов. Настоящими авторами являются журналисты-расследователи, делегированные ведущими медиа Украины. А также эксперты и общественные активисты

Мы долго дискутировали над тем, что, возможно, стоит госпредприятия вернуть в процедуру. Как оказалось, все те журналисты, да и вы, я помню нашу дискуссию, тоже кстати — либералы. Все согласны с тем, что зарегулированность вредит экономике. Но нужен контроль за свободой.

— На сайте ВРУ в графе информация по Законопроекту №2207 «инициаторы» указано достаточно много фамилий народных депутатов. Но среди них нет ни одного представителя фракции Партии Регионов. Почему? Представители власти, которую представляет эта фракция в парламенте, неоднократно заявляли о необходимости искоренить коррупцию.

— Пока законопроект не обрел резонанс в прессе, его никто из власти не хотел подписывать. В настоящий момент несколько представителей депутатских групп фракции ПР в принципе уже готовы его поддержать. Но они, учитывая наши переговоры, не могут гарантировать голосования всей фракции.

Легко лоббировать законы, не касающиеся ключевых лиц государства. Закон №2207 бьет по всем провластным группам, по всем группам Партии Регионов, потому что все они кормятся из этой «кормушки». Хотят ли они пилить ветку, на которой сидят? Нет, конечно.

Но есть еще один важный момент, на котором я хотел бы остановиться. Законопроект №2207 подписали лидеры оппозиции — Кличко, Яценюк, Тягнибок. Власть в этой стране изменится. С большой вероятностью — в пользу этих троих. Поэтому если даже сейчас Законопроект №2207 и провалит парламент, то в будущем, когда к власти придет нынешняя оппозиция, не проголосовать за него им будет очень сложно. Для нас это промежуточная победа.

— Вы вели переговоры по законопроекту №2207 с фракцией ПР?

— Есть такая общественная инициатива «Свободная гражданская платформа». Она объединяет несколько общественных организаций, которые создали платформу общения с разными фракциями. От Партии регионов там представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко. Мы передали ему все документы, пригласили быть соинициатором Законопроекта, оговорить возможность фракции голосовать. Но результаты этих переговоров мы увидим лишь во время голосования Законопроекта №2207.

— Должны же быть какие-то аргументы, чем депутаты большинства будут оправдывать свою позицию, почему они не поддерживают этот законопроект. Замечания к Законопроекту вам уже озвучивали?

— Понятия не имею! То единственное, что я слышал — бессмыслица. Мол, мы покажем, что мы закупаем, и тогда конкуренты из других стран украдут наши технологии. Было еще одно замечание — мол, речь идет о расходах госпредприятий, это же их деньги, не бюджетные. Такое объяснение — жонглирование терминами. «Укрзалізниця» — это госпредприятие. За какие деньги они строят/ремонтируют полотно? Не за наши с вами деньги случайно? Были ли все железнодорожные пути у нас построены на деньги частных инвесторов?

— В нашем парламенте есть еще группа внефракционных нардепов. Многие из них имеют отношение к предприятиям, которые выигрывают, или правильнее сказать выигрывали, тендеры на снабжение той или иной продукции или предоставления услуг государственному предприятию (группа «Континуум» — Степан Ивахив, Игорь Еремеев; концерн «Укрпроминвест» — Петр Порошенко и так далее). Ваши прогнозы, каким будет их голосование по Законопроекту 2207?

— Я надеюсь, что жажда «семьи» приведет в чувство все остальные олигархические группы. Когда есть конкуренция, то, в принципе, есть поле для игры. А когда решение принимает единолично руководитель госпредприятия, которому позвонили сверху, то, очевидно, что будут выигрывать те, кто сверху. И это уже не представители даже больших олигархических групп. Это все больше и больше будет «семья» и все меньше и меньше реальный бизнес. Хотя бы осознание этого должно их оживить.

♦ ДРУГИЕ «ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫЕ» ЗАКОНЫ

— Предлагаю поговорить о других антикоррупционных законопроектах, которые проходили в парламенте под грифом «евроинтеграционные». Часть из них уже принята. Что вы можете сказать об их эффективности в борьбе с коррупцией?

— Если кто-то считает, что, подписав соглашение об Ассоциации с ЕС, мы преодолеем коррупцию, он ошибается. Мир может на нас оказывать давление, уговаривать, но искоренение из кресел государственной власти клептоманов в Украине — это ответственность украинцев.

Как действует нынешняя политическая элита? Им европейцы говорят: «Реформируйте Счетную палату, чтобы она контролировала не только расходы, но и поступления». Что делают наши? Они вносят изменения в Конституцию и преподносят это как победу в борьбе с коррупцией. Это — ложь. Все, что изменилось, — добавилось три слова к тексту Конституции. Но эти слова не дают необходимых полномочий, не создают возможность для их возникновения. Реальные полномочия Счетной палаты будут в дальнейших изменениях профильного законодательства и подзаконных актов.

Европейцы же не требуют дальнейших действий или хотя бы чтобы им показали проекты нормативных актов, предусматривающие имплементацию конституционных изменений: изменится ли бюджетный кодекс, станет ли Счетная палата реальным участником бюджетного процесса. Уже должны быть известны хотя бы проекты этих изменений. А их нет. Поставили галочку и пошли дальше.

Другая «победа» борьбы с коррупцией —новый Уголовно-процессуальный кодекс. Он говорит, что по любому сообщению следственные органы должны открывать криминальное производство и собирать базу. Ложь! Приведу пример. Журналистское расследование по «Укртансгазу». Ребята через очевидные прокладки прокачали 2,5 миллиарда бюджетных гривен. Пишем генпрокурору: «Вот факты нарушений, статьи, которые они нарушают, разбирайтесь». Генпрокурор спускает на МВД, МВД на Печерское отделение. Нам отписывают за подписью министра: «Начато криминальное производство Печерским райотделением». Ждем месяц, два, никаких сообщений. Пишем Захарченко: «Как там наше производство?» Ответ: «Производство закрыто печерским следователям, согласовано печерским прокурором». А теперь по сути того, как работают наши стражи порядка по новому УПК: мы были заявителем в этом деле, а следовательно, — участником в криминально-процессуальном производстве, поэтому они специально не прислали постановление о закрытии производства, ведь согласно новому УПК мы имеем 10 дней на его обжалование. И когда мы написали Захарченко просьбу прислать постановление, чтобы мы его обжаловали, министр МВД нам ответил: «Печерский МВД отправлял Вам все необходимые документы». Что абсолютная ложь. Мы это будем еще обжаловать через Генеральную прокуратуру, вполне вероятно, там уволят прокурора и следователя. Но самое интересное по этому делу — криминальное производство по «распилу» 2,5 миллиардов с прописанными юридическими лицами продолжалось... 4 дня. Представьте себе?! Вот вам и новый УПК. Просто раньше они не открывали уголовные дела, а теперь закрывают криминальные производства. Ничего не изменилось. Другое название — суть та же.

В Украине сегодня принятие нормативных актов и реальное их выполнение — это две большие разницы.

Есть еще Закон о прокуратуре. Очень долгая дискуссия о том, что нужно забрать у прокуратуры общий надзор. Мол, это — европейская практика. Моя позиция, думаю, не понравится большинству, но. В стране, где коррупция является правилом, а не исключением, чем больше полномочий у правоохранительного органа, который является координирующим и ключевым борьбе с этим явлением, тем лучше. Проблема же не в законодательной базе, а в людях. Ну, дадите вы Пшонке другие полномочия. Думаете, он будет по-другому ими пользоваться?

Забрать еще одного игрока из правоохранительной системы в наших условиях — значит, еще больше монополизировать власть в одних руках. Да, это — европейская практика. Но не забывайте, что прокуратура даже уже в соседней Польше, а главное, МВД в Польше и МВД в Украине — это две разных вещи.

— Еще есть законопроекты, которые разрабатываются группой GOPAC, с которой вы сотрудничаете. Что вы можете сказать об их эффективности в вопросах борьбы коррупцией?

— GOPAC — это по сути те же народные депутаты, которые были нашими партнерами в борьбе с коррупцией раньше, но мы решили как-то оформить наши отношения, чтобы все было прозрачно и понятно. Есть организация Global Organization of Parliamentarians Against Corruption, которая объединяет парламентариев со всего мира, некая сеть, фокус работы которой — борьба с коррупцией. В Украине — это 23 депутата из всех фракций, председателем является ударовец Виктор Чумак, вице-председатель — Леся Горобец, казначей — свободовец Михаил Головко. Центр противодействия коррупции является секретариатом GOPAC в Украине.

Первая и ключевая законодательная инициатива GOPAC — это Законопроект №2207. Кто говорит, что он борется с коррупцией и не голосует за этот законопроект, — лжет!

Во-вторых, сейчас как раз регистрируем в парламенте законопроект, который позволит двумя кликами в интернете узнать, кому принадлежат та или иная недвижимость. Судья приезжает жить в дом, который стоит несколько миллионов, а заработная плата у него — 15 тысяч гривен в месяц, не больше. Дом этот стоит на трех гектарах земли. А судья говорит, это друзья дали пожить. Мы же хотим понять, какое имущество на самом деле принадлежит тому судье. Без этой информации доказать коррупционный интерес чиновников невозможно. Вот вернемся к тому следователю из Печерского райотделения: написал он, что дело закрыли за 4 дня, а мы просто так поинтересовались, какое недвижимое имущество в собственности у этого следователя или какое имущество у районного прокурора, который ездит на работу на автомобиле, который стоит 5 его годовых заработных плат.

Думаем над законодательной инициативой, которая системно ударит по самой идеологии коррупции. Ее суть в ответе на вопрос: «В чем основная проблема коррупции в Украине?» Люди не понимают, что понятие «государственные деньги» — это фикция. На самом деле это — наши деньги, которые мы заплатили государству. Наши налоги. Украинец, который получает 2100 гривен в месяц, отдает государству прямыми налогами и непрямыми сборами за год 25 тысяч гривен. Но люди этого вообще не знают. Система так построена, что эти налоги платит или его работодатель как налоговый агент или сам человек в форме НДС, которое мы можем увидеть на чеке из магазина, но никто из нас не ассоциирует это с платой государству за услугу. Мы хотим, чтобы украинец получал на руки все заработанные деньги. И как, например, в США, человек сам, как за коммунальные услуги, отдавал налоговой часть заработанного. Люди должны почувствовать эти деньги в руках, чтобы понять, что когда с них требуют какие-то чиновники или ГАИшиники взятку, то они должны ответить: «Товарищ, я тебе уже отдал, отдал 25—40 тысяч в год, и ты еще просишь у меня 200 гривен взятки?».

СБУ пишет, что на непрозрачных закупках госпредприятий в год крадут 30—50 миллиардов гривен. Это — 4 бюджета здравоохранения. А еще за эти деньги можно было бы поднять завтра всем бюджетникам вдвое заработную плату. Но это понимают единицы. Большинство людей не оперируют такими понятиями. Они думают: «Государственные деньги, ну и украли. Ну и что?» Но это — не государственные деньги, это — наши деньги. И это концептуальное изменение должно произойти у нас. Только в Украине и еще в нескольких странах постсоветского пространства есть понятия «чистой» и «грязной» зарплаты. «Грязна» — это с налогами, а «чистая» — без. А должно быть понимание, все заработанное — это ваше, просто вы часть его отдаете государству, чтобы «скорая» приезжала вовремя и по хорошей дороге, чтобы врачи, которые примут вас, были достаточно опытными, имели хорошие знания со школы, университета, чтобы оказать вам качественную помощь. Мы за все это уже заплатили.

— Вы сказали, что 23 депутата абсолютно всех фракций являются членами GOPAC. Кто от ПР?

— Юрий Мирошниченко. Мы с ним контактировали много по предыдущим кампаниям. Это из всей ПР, наверное, единственный человек, способный общаться открыто и честно. Он сразу говорит, что может, а что нет. Мы благодарны ему, по крайней мере, за искренность.

Продолжение интервью — на странице «Экономики» в следующем номере «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать