Перейти к основному содержанию

От колхоза к... латифундии

Будет ли аграрная реформа, если продлить мораторий на продажу земли
07 апреля, 00:00

Судя по последним заявлениям Президента Леонида Кучмы, в том числе комментарию, предоставленному недавно «Дню», он решительно против предложенного парламентом продления еще на пять лет моратория на продажу земли, который, в соответствии с переходными положениями Земельного кодекса Украины, действует до 1 января следующего года. Исходя из этого, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что в случае окончательного принятия соответствующего законопроекта, принятого Верховной Радой в первом чтении 4 марта, Президент наложит на него свое вето. Однако исходя из требований действующего законодательства, только те бывшие колхозники, кто получил госакты на право собственности (напомним, их сейчас 40%), а еще те, кто получит эти акты до 1 января 2005 года, будут иметь право на продажу своей земли. Реально на земле сейчас хозяйничают, прежде всего, предприятия, образованные на базе бывших КСП (частные, кооперативные, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, некоторые другие), которые вместе с арендованными у крестьян паями обрабатывают большую часть пашни, а также фермеры, единоличники, крестьяне на личных приусадебных и предоставленных в пользование наделах.

Из перечисленных выше категорий в качестве потенциальных покупателей земли в первую очередь могут выступать крупные структуры. Ими уже разработаны определенные схемы выкупа земельных наделов крестьян по достаточно низким ценам. В частности, в счет оплаты этих полей вводят расходы на повышение плодородия почв, понесенные арендаторами во время их использования. То есть цена наделов уменьшается на суммы этих расходов, объективная оценка которых весьма проблематична. По другой — выкупаются отдельные участки внутри массивов, в результате чего уменьшается цена всех остальных наделов в этом массиве, поскольку другой серьезный покупатель не может оптом купить весь массив. В этой связи уместно напомнить, что пунктом 13 переходных положений Земельного кодекса оговорено, что до 1 января 2010 года как граждане Украины, так и юридические лица могут получать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га (не учитывая полученной в наследство). То есть, по крайней мере, еще на 5 лет якобы делается невозможной скупка крупных площадей земли. Но существует вариант обходного маневра в виде их приобретения группой родственных фирм с практически одними и теми же учредителями или владельцами.

Если мораторий на продажу земли будет продлен, то реформирование аграрного сектора скорее всего будет проходить в таком же медленном режиме, как сейчас, и вызывать все больше искажений и противоречивых моментов в его структуре. В таких условиях надеяться на массированный приток инвестиций, без которых село сегодня буквально не может дышать, не приходится. Кстати, продление Верховной Радой срока выдачи государственных актов на право собственности на землю до 1 января 2008 года, принятое, с одной стороны, с учетом существующих темпов этого процесса и необходимости синхронизации его с продлением моратория, с другой стороны — дает «добро» на дальнейшее затягивание полноценного оформления земельных прав крестьян.

Если мораторий продлен не будет, а выдача государственных актов на право собственности на землю будет продвигаться такими же темпами, как сейчас, то могут возникнуть перекосы уже в процессе продажи земельных наделов, поскольку правовой статус и соответственно возможности тех, кто их получил, и тех, кто их еще не имеет, будут очевидно разными. Крупные инвесторы пойдут, безусловно, туда, где крестьяне имеют юридическое закрепление своих прав на землю. Будет ли таких инвесторов много на первых этапах, вопрос проблематичный. Но если украинский (хотя бы номинально) промышленно-торгово- финансовый капитал серьезно нацелится на земельный рынок, то будет вести себя, скорее всего, обычным для себя образом. То есть попытается минимизировать конкуренцию и закупить по минимальным ценам крупные площади лучшей земли (вспомним коллизии вокруг приватизации промышленных предприятий). Такой вариант выглядит маловероятным хотя бы ввиду того, что вряд ли крестьяне одномоментно и массово захотят продавать свою землю. Однако процесс, безусловно, пойдет. И по одному из довольно вероятных сценариев, его следствием будет создание в сельскохозяйственном секторе крупных структур, которые де-факто будут владеть значительными массивами земли, которые в Украине на латиноамериканский манер уже начали называть «латифундиями». Экономический позитив подобного развития ситуации на первом этапе очевиден — на земле появляются более мощные и ответственные хозяева. Однако следует учитывать, что этот процесс в перспективе может иметь негативные последствия в социальной сфере. Такое развитие событий давно отвергнуто мировой практикой, тем более, что землю могут скупить у крестьян за бесценок. Латифундии не должны стать основной формой ведения хозяйства на земле, хотя, безусловно, подавляющее большинство крестьян или будет сдавать свою землю в аренду или продаст ее. Постепенное уменьшение количества людей, занятых сельским хозяйством, до отметки в 5—7% от численности населения является объективной закономерностью, которая наблюдается в развитых странах. Но это не означает, что государство должно занять в этих процессах пассивную позицию. По моему мнению, следует усилить поддержку фермеров и единоличников, чтобы укреплять конкурентную среду в аграрном секторе. В этой связи видится очень важным, чтобы мораторий на продажу земли не был продлен или продлен не более, чем на один год. Правительство и парламент должны пойти на то, чтобы выделить средства для бесплатной выдачи государственных актов на право собственности на землю всем обладателям земельных сертификатов, которые их до сих пор не получили, как минимум, в госбюджете на 2005 год. Земельные органы должны резко интенсифицировать работу в этом направлении. Чиновники, имеющие отношение к этому, в основном, просто не желают затруднять себя или занимаются сознательным саботажем. Если заставить их работать, то выдача государственных актов закончится не позже 2005 года. Тогда же логично снять мораторий на продажу земли. Каким бы парадоксом в рыночных условиях это ни выглядело, но законодательно следует установить минимальную цену продажи земельных наделов крестьян на уровне, по крайней мере, ее нынешней оценки, с которой начисляется арендная плата, в эквиваленте к твердой валюте. Инвесторы, которые будут работать на долгосрочную перспективу, придут и при таких условиях. Оттягивать и дальше конституирование земли как полноценного объекта собственности недопустимо.

КОММЕНТАРИЙ

Евгений ЛЕНГ , первый заместитель председателя ОАО «Укрзернопром»:

— От продажи пахотных земель Украина все равно никуда не уйдет. Вопрос тут даже не в экономической целесообразности. Доказывать, что пахотные земли не должны продаваться, все равно, что отменить закон стоимости. На бумаге это можно сделать, но он-то ведь все равно будет работать. Главная проблема тут — общественный консенсус. Если не будет сделана попытка его достижения, то любой другой вариант развития событий будет силовым — либо насаждение «правильной» реформы сверху, либо под давлением снизу откат от завершения преобразований, от которых зависит будущее не только сельского хозяйства, но и всей страны. Так что вопрос отмены моратория — это не вопрос экономики (дважды два — всегда четыре), а того, как общество воспринимает такой шаг.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать