Перейти к основному содержанию

От сельской грядки — до европейского потребителя

Появление оптовых рынков увеличит прибыли производителей агропродукции на 15—20%
16 августа, 19:41

Власть будет активно развивать сеть сельскохозяйственных оптовых рынков, сообщил на селекторном совещании с аграриями вице-премьер-министр по АПК Виктор Слаута. Финансировать подобные проекты готовы отдельные зарубежные инвесторы. Их заявления по этому поводу прозвучали на недавнем агрофоруме в Киеве, куда иностранный бизнес пригласили для презентации инвестиционных проектов. Для Украины оптовые рынки — явление относительно новое. Во многих же европейских странах они успешно работают. Как «вырастить» в Украине эффективную сеть оптовых рынков, опираясь на европейский опыт? И что она принесет отечественным фермерам и потребителям? Об этом «День» говорил с экспертом по вопросам развития рыночной инфраструктуры Джонном МИЛЛНСОМ и консультантом по развитию оптовых рынков проекта «Выполнение Украиной обязательств в отношении членства в ВТО и Европейской политики добрососедства в сельском секторе (секторный подход)» Николаем ГРИЦЕНКО:

— В 2009 году Президент Украины подписал закон о создании оптовых рынков. Однако инвесторы не спешат вкладывать деньги в такие проекты. Как считаете, почему?

Николай ГРИЦЕНКО:

— Закон вступил в силу с первого января 2010 года, то есть через полгода после подписания. А после этого нужно было разработать и принять еще 12 подзаконных нормативно-правовых актов. Самые главные из них касались внесения изменений в Земельный кодекс о порядке выделения земли под оптовые рынки. Для создания оптового рынка нужен земельный участок размером 15—30 гектаров в пригородной зоне. Традиционно такие участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Раньше нужно было платить большие компенсации за изменение целевого назначения этих земельных участков. Однако ныне этот вопрос урегулирован соответствующими изменениями в Земельный кодекс.

— Во время недавнего агрофорума вы представили ряд инвестиционных проектов по созданию оптовых рынков. Готов ли ЕС предоставить финансовую поддержку Украине для создания сети таких оптовых рынков? Каких гарантий взамен хотите от власти?

Н.Г: — На форуме прозвучало предложение от французских инвесторов вложить полтора миллиарда евро в оптовый рынок под Одессой (площадью 300 гектаров) и под Киевом (площадью 160 гектаров). То есть желающие инвестировать есть. Недостает хорошо подготовленных проектов.

Джонн МИЛЛНС:

— Европейский Союз непосредственно не предоставляет средства на реализацию подобных проектов. Однако европейские банки — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) — выделяют кредиты на такие цели. Для этого правительству любой страны или представителям частного сектора нужно подать заявку и готовый инвестиционный проект. В течение последних 15 лет ЕБРР кредитовал все страны-члены ЕС на создание оптовых рынков. В частности, Польша получила займы под государственные гарантии для построения 10 «оптовиков». Займы от европейских банков выделяются только на условиях софинансирования. Польский опыт свидетельствует, что 30% всей суммы предоставлял ЕБРР, 20% — другие инвестиционные банки, 5% — частные инвесторы и 45% — правительство Польши.

— Господин Миллнс, вы активно общаетесь с представителями европейских финансовых учреждений. Скажите, обращалась ли к ним украинская власть с просьбой выдать кредиты на такие цели?

Д.М.: — Насколько мне известно, Украина не обращалась за кредитами в европейские международные организации для создания сети оптовых рынков. Правительство ожидает инвестиций в оптовые рынки от частных инвесторов, а не от международных организаций.

— Какие регионы экономически выгодны для создания «оптовиков»? Сколько времени и денег нужно для создания действенной сети таких рынков?

Н.Г.: — Мы предостерегаем Министерство аграрной политики Украины от намерения построить 24 оптовых рынка. Украине достаточно 8—10 оптовых рынков, в первую очередь, рядом с городами-миллионщиками: Киевом, Донецком, Днепропетровском, Харьковом, Одессой, Львовом и Херсоном.

Теперь о стоимости проектов. В 2009 году по поручению Министерства аграрной политики наши специалисты разработали показательные проекты оптовых рынков по европейскому образцу. Выяснилось, что для создания одного небольшого рынка площадью 20—30 гектаров нужно 45—50 миллионов евро. Сколько нужно времени, сказать трудно, потому что строительство должно проходить в несколько этапов.

Сегодня в Украине процесс торговли выглядит так: кто-то торгует на обочине дороги, кто-то — на рынке. Поэтому прежде чем строить оптовые рынки, нужно провести детальное маркетинговое исследование о готовности всех этих продавцов переходить работать на оптовый рынок. Чтобы не получилось так, что рынок построили — а туда никто не пойдет. С подобной проблемой уже сталкивалась в свое время Польша и Франция. Для ее разрешения полякам даже пришлось купить старый стихийный рынок за 10 миллионов евро, закрыть его, и только затем «оптовик» заработал. Во Франции при закрытии старого рынка торговцев переводили на новый рынок с помощью сил армии и полиции.

— Но украинцы торгуют везде. Как их убедить?

Н.Г.: — Появлению оптовых рынков должна предшествовать серьезная разъяснительная работа среди фермеров и населения. Нужно объяснить преимущества этого рынка. Именно поэтому сейчас проводим встречи и соответствующую учебу с фермерскими хозяйствами, маркетинговыми организациями и объясняем плюсы и минусы оптового рынка.

— Какой экономический эффект принесет фермерам появление сети оптовых сельскохозяйственных рынков?

Н.Г.: — Оптовый рынок систематизирует и цивилизует механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию. Давайте рассмотрим, что ныне происходит, например, в Херсоне в период сбора плодово-овощной продукции. По мелким хозяйствам ездят фуры с перекупщиками, которые за копейки скупают у производителей арбузы и дыни. Большинство производителей продают, потому что нет другого способа сбыта выращенной продукции. Если бы существовал оптовый рынок, то производитель продукции смог бы продавать там большие партии товара. Причем, не забываем, что неотъемлемый элемент такого рыка — покупатели. Соотношение же покупателей и продавцов образует рыночную цену. Следовательно, появление оптового рынка увеличит прибыль производителя в среднем на 15—20%. Кроме того, улучшится система хранения продукции и ее качество.

— Получит ли потребитель снижение конечной цены на сельскохозяйственную продукцию благодаря работе оптовых рынков?

Н.Г.: — Оптовые рынки не снизят цену на сельскохозяйственную продукцию для потребителей. Плюс от появления оптового рынка для покупателей — улучшение качества продукции.

— По вашему мнению, Украина сможет стать полноценным членом Зоны свободной торговли с ЕС без развитой сети оптовых рынков?

Д.М.: — Появление оптовых рынков — один из способов улучшения качества и безопасности продукции. Но это не обязательное условие успешной работы производителей в условиях Зоны свободной торговли с ЕС. Действительно, страны-члены Евросоюза имеют развитую систему оптовых рынков. Но, чтобы успешно торговать на европейском рынке, нужно сначала приспособиться к установленным там стандартам. Украина должна перейти от хаотической модели торговли к цивилизованной, которая сделает ее продукцию конкурентоспособной.

— Как оцениваете нынешний уровень развитой «оптовой» инфраструктуры в Украине?

Н.Г.: — Оптовые рынки при нынешнем уровне развития аграрного сектора Украины — не панацея. Можно построить сколько угодно рынков, но они не дадут никакого результата, потому что рыночная инфраструктура отсутствует. Почему это важно? Сегодня в Украине 85% плодово-овощной продукции выращивают индивидуальные сельские хозяйства, или, проще говоря, дяди с лопатами. По одному они никогда на оптовый рынок не попадут. Работать на оптовом рынке смогут разве что фермеры и большие хозяйства, часть которых в общей структуре выращивании овощей и фруктов мизерная. Поэтому этих мелких производителей нужно сплотить в самую простую организационно-правовую форму, чтобы они имели право выходить на оптовый рынок.

По моему мнению, самая простая форма организации для мелких производителей — маркетинговые группы, которые состоят из 10—20 участников. Маркетинговая группа образуется в форме простых обществ без создания юридического лица. Ее члены заключают между собой договор об общей реализации продукции. Потом избирается одно лицо, которому официально доверяют проведение переговоров с покупателем продукции. Такое общество может работать год-два, пока его члены приобретут опыт. Потом можно создавать сельскохозяйственный кооператив, который будет объединять 100—200 человек.

— Можно ли полностью трансформировать европейскую модель оптовых рынков на Украину? Какие пункты следует смягчить, исключить?

Д.М.: — Нужно смотреть не на модель, а на цели и задачи построения оптового рынка. По моему мнению, нет объективных причин, чтобы что-то не прижилось. Украина просто должна отказаться от принципа «торговать может кто угодно, где угодно и чем угодно». Нужно создавать цивилизованные оптовые рынки, которые обеспечат рыночную цену производителю и высокое качество покупателю.

— Но для многих жителей Украины (особенно сельских) торговля выращенным собственноручно — единственный способ заработка и выживания. Как быть с этим?

Н.Г.: — Оптовые рынки — это элемент европейской модели торговли сельскохозяйственной продукцией. Однако эта модель имеет и другие составляющие — маркетинговые группы, сельскохозяйственные кооперативы и фермерские оптово-розничные рынки. Именно последняя разновидность рынка должна появиться на уровне районов. На нем смогут торговать обычные крестьяне рядом с фермерами. На протяжении года мы помогали разработать проектную документацию для оптово-розничного рынка в Сакском районе АР Крым. Оптово-розничный рынок создается также в Нижнегорском районе АР Крым. Еще два рынка строятся в Херсонской области.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать