Отныне «будут чипироваться»... пачки сигарет
С 18 ноября Министерство доходов и сборов начало тестирование электронной акцизной марки
Согласно новым правилам, отныне на пачку и блок будет наноситься электронный зашифрованный 12-символьный код из букв и цифр, который автоматически генерируется из близкого к бесконечности количества комбинаций (технология Codentify). Каждый код содержит зашифрованную информацию о дате, времени и месте производства, производственной линии, максимальной розничной цене, начислении акцизного налога. Все данные в режиме онлайн будут поступать на сервер Миндоходов. То есть, министерство сможет контролировать объемы производства табачной продукции, полноту начислений и уплату акцизного сбора. Также с помощью электронной акцизной марки можно будет подтверждать подлинность табачных изделий и мониторить их движение по цепи поставок.
Планируется, что со временем производители полностью откажутся от бумажной акцизной марки. Однако такие нововведения нуждаются и в значительных расходах. Один только сервер для министерства, на который будет поступать информация от производителей, оценивается как минимум в 50 тысяч евро.
Введением электронной акцизной марки правительство планирует достичь двух целей — побороть контрабанду и увеличить бюджетные поступления от реализации табачной продукции. «Еще одно направление, которое мы вместе должны развивать, — мы должны перейти на электронные акцизные марки, которые позволят нам сделать качественный рывок в этом направлении. Здесь мы должны от разговора перейти к делу. Уже 18 ноября у нас запланирован смотр, как эти системы работают. Поэтому, я думаю, что весь этот комплекс мероприятий позволит нам достаточно серьезно сократить, свести к минимальному порогу эту (контрафактную. — Ред.) продукцию. Мы понимаем, что где-то она останется, но максимально сократится», — сообщил накануне министр доходов и сборов Украины Александр Клименко. Ранее он отмечал то, что в Украине 9-10% табачной продукции — это контрафакт. «Раньше этот показатель был еще выше. С начала года мы эту негативную статистику сократили», — отметил он.
Председатель правления Центра гражданского представительства «Життя» Андрей Скипальский говорит, что снисходительное отношение к производителям табачных изделий привело к уменьшению поступлений в казну. По результатам предыдущего квартала, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в бюджет поступило на 1 миллиард гривен меньше. Он также добавляет, что в прошлом году от табачного акциза в госбюджет поступило 16,5 миллиарда гривен, «а в нынешнем году мы можем не получить даже и эту сумму, хотя традиционно эта цифра в Украине с каждым годом увеличивалась».
Кроме того, эксперты считают, что также нужно увеличивать цены на акцизы. В частности, в этом убежден председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. По его мнению, увеличить акциз на табачные изделия нужно по меньшей мере в три раза, а не на 11%, как планируется в будущем году. «Такое повышение позволит «закрыть «дыру» в госбюджете, добавит от 6 до 7 миллиардов гривен, которых не хватает на социальные выплаты и финансирование местных бюджетов», — уверен Новак.
Одной из компаний, которая уже приняла участие во внедрении новой системы электронной маркировки, является Imperial Tobacco в Украине. В компании говорят, что уже в конце этого месяца состоится демонстрация работы новой системы заинтересованным сторонам, в частности и представителям Министерства доходов и сборов, а до июля следующего года на производстве установят необходимое оборудование.
Прогнозируется, что уже с января 2016 компании смогут отказаться от бумажных акцизных марок. Однако в Imperial Tobacco о конкретных сроках еще не говорят. «На сегодняшний день точной информации об этом нет, но учитывая ряд преимуществ системы Сodentify по сравнению с традиционными бумажными акцизными марками, мы полностью поддерживаем переход на «электронные акцизные марки» по системе Codentify», — говорят в компании.
Все финансовые расходы, связанные с внедрением этой технологии будут покрываться за счет компаний-производителей. «По нашим оценкам внедрение системы для продукции Imperial Tobacco будет стоить около 5 миллионов долларов. Эти инвестиции во внедрение технологии не приведут к увеличению стоимости сигарет для конечных покупателей. Сегодня стоимость бумажных акцизных марок для рынка составляют около 600 миллионов гривен в год. Эти расходы, в свою очередь, влияют и на конечную стоимость, а значит, компенсируются ежегодно за счет курильщика. Новая система позволяет не нести эти расходы курильщикам», — объясняет менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco в Украине Наталья Миколаенко.
По мнению руководства компании, новая система Codentify сможет помочь в решении вопроса относительно уклонения от уплаты налога, контрабанды и контрафакта. «Используя уникальный код, нанесенный непосредственно на пачку, система аутентификации продукции Codentify дает возможность всем субъектам цепи поставок отличить настоящую продукцию от контрафакта в любое время, в любом месте».
По мнению руководства компании, электронная марка поможет не только контролирующим органам, представителям сферы торговли, но и потребителям, которые смогут в любой момент проверить оригинальность продукта, контролировать уплату налогов с подакцизной продукции и отследить маршрут перемещения табачной продукции по цепи поставок. «Для легальных производителей это означает возможность существенно потеснить черный рынок», — отмечают в компании.
Выпуск газеты №:
№213, (2013)Section
Экономика