Перейти к основному содержанию

Отпечатки памятников

Небезразличные люди составляют списки утраченных объектов культурного наследия. Как их спасать?
24 апреля, 18:27
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Какой ближайший к вашему дому или офису памятник? В каком он состоянии? Оглянуться вокруг призвал украинцев историк и координатор всеукраинской акции «Память нации» Александр АЛФЕРОВ в своем видео на «Фейсбуке»: «Я верю, что вам так же больно за наследие в Украине, как за собор в Париже (обращение появилось вскоре после пожара в Нотр-Дам де Пари. — Ред.). Давайте напомним хотя бы самим себе и окружающим: нам есть что терять».

Историк распространил заметку накануне Международного дня памятников и выдающихся мест, который отмечается 18 апреля. Многие поддержали его инициативу, заодно перечисляя, что именно утраченно в разных регионах страны. Однако точное количество памятников никто не назовет. Узнать, что же охраняется государством, можно из Государственного реестра объектов недвижимого наследия. А вот что исчезло — такой перечень государство не готовит.

САМООСОЗНАНИЕ

На «Википедии» есть список памятников, которые утрарил Киев за последние 15 лет. Его недавно распространило интернет-издание «КиевВласть», прибавив исторические фотографии. В подборке — 50 объектов, среди которых Сенной рынок, флигель Казанского, здание Первого киевского водопровода, имение дворянки Елены Згорской, Гостиный двор, ворота к Нижней лавре. К сожалению, список обновляется.

А сколько памятников оказалось на грани выживания? Усадьба Мурашко, имение Сикорских, усадьбы в Пуще-Водице — что в центре, что на окраинах столицы есть что оберегать. Но вопрос, кто это должен делать, кто займется проблемой действительно и кто должен отвечать за разрушение исторических объектов?

«Государство давно пустило памятники на самовыживание, — считает Александр Алферов. — Местная громада должна по крайней мере убирать вокруг памятников, не отламывать от них какие-то элементы. Это огромная проблема всего нашего народа. Возьмем примеры двух соседних государств, Польши и России. У поляков очень глубокая историческая память, благодаря тому, что они на время сохранили свою государственность во время оккупации странами социалистического лагеря. В Украине память была тоже глубокая, но остов этой памяти был сломлен голодоморами, репрессиями и Второй мировой войной. А вот соседи-россияне, наоборот, конструируют свою память вокруг артефактов, которые они вывозят из других стран. Когда дети входят в российские музеи, им говорят, что это «русское», а на самом деле показывают предметы из скифских могил Украины. Наше общество не понимает, где оно живет. Люди говорят на реки — канавы, на памятники — развалины. Раньше каждый курган, каждый лес имел название, и все это забылось. Поэтому все зависит от общества и самоосознания, которое мы имеем. Пока общество к этому не пришло, должны быть будители, общественные активисты, которые раскачивают этих людей».

ТОТАЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА, ПЛЮС ХАЛАТНОСТЬ ЧИНОВНИКОВ

По мнению историка, существует несколько причин, почему памятники исчезают. Одна из них — застройка, и с этим тяжело спорить. Недавно пришлось ехать по улице Жилянской, где раньше преимущественно строились невысокие здания. Сейчас Жилянская представляет ужасный микс удивительным образом сохранившихся пятиэтажек и неуклюжих «свеч». Кстати, на Жилянской, 120-Б в 2013 году снесли историческое здание, построенное сотню лет назад. Сейчас по этому адресу гостиница.

«Вторая причина исчезновения памятников, которая не касается Киева, но она общеукраинская, Многие памятники мешают местной власти, особенно в маленьких городках и селах. Это не дает им нормально существовать и выполнять обязательства перед теми объектами, которые в них находятся. Поэтому часто памятники разрушаются из-за халатности местной администрации, — считает Алферов. — А еще, бывает, местные администрации самостоятельно разрушают памятники, чтобы таким образом вывести их из баланса и избавиться от головной боли. Потому что это проблема бедности нашего государства, когда нечем перекрыть дырявые крыши, а чиновникам лучше довести памятник до рушащегося состояния, чтобы потом хотя бы разобрать его на кирпич».

«МЫ НЕ ВИДИМ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КИЕВСКОЙ ВЛАСТИ»

Александр Алферов отмечает, что к историческому наследию относятся не только здания, но и уникальные ландшафты, которые тоже уничтожаются. Как пример — попытка застроить место Китаевского городища, строительство пешеходно-велосипедного моста между Крещатым парком и Владимирской горой, в свое время инвесторы планировали застройку на горе Щекавица. Не говоря о том, что панораму Киева навсегда испортили небоскребы.

При этом столичная власть заверяет, что держит ситуацию под контролем. Один из ее аргументов — в парламенте готовится ко второму чтению законопроект об усилении ответственности за разрушение памятников. Несколько месяцев назад «День» пытался выяснить, что планирует делать город, например, сразу после принятия закона, готовит ли перечень объектов, которые немедленно возьмутся реставрировать или возвращать из частной собственности в коммунальную. В ответ — тишина.

«Что касается действий городской власти, то мы не видим результатов их работы, — констатирует Александр Алферов. — В Киеве нет ни одного отреставрированного дома, который городская власть забрала у недобросовестного владельца. Горел дом на Грушевского, 4-Б, пылала бывшая гостиница «Кане» на Крещатике, 40/1, на Нижних Валах тоже был пожар в историческом здании. Эти пожары — следствие действия коррупционных схем. Когда городская власть отстроит хотя бы одно из этих зданий, тогда можно говорить о конкретных результатах».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать