Ответ напуганному покупателю
Безопасность еды должна стать приоритетом украинской торговли![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120427/475-6-1_0.jpg)
Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты о безопасности и качестве пищевых продуктов, рассмотренный и одобренный в среду украинским правительством, вызывает много споров, особенно среди чиновников и производителей. Но заместитель министра аграрной политики и продовольствия Александр Сень отмечает, что «система единого контроля на всей цепочке от поля до стола признана мировым опытом, она является нашим условием членства в ВТО, поэтому мы считаем необходимым идти именно этим путем». И правда, украинский потребитель сильно напуган качеством продукции, продающейся в магазинах. Нередко он даже предпочитает покупать еду с пола у бабушек. Закон должен поломать эту практику и укрепить доверие к организованной торговле.
В нем, в частности, содержится норма о создании единого компетентного органа по контролю безопасности и качества пищевых продуктов. «В предыдущую систему (из трех компетентных органов) входило около 60 тысяч работников, которые осуществляли контроль в государстве. Теперь он будет поручен 24 тысячам людей, из которых около 7 тысяч — государственные служащие, — отмечает директор департамента ветеринарной медицины Виталий Башинский и добавляет, что этот закон уже во второй раз проходит Кабмин. Ветеринар опасается, что на этом дело не кончится, и документ выйдет из парламента на подпись Президенту совсем в другой редакции. И действительно, хорошо бы, чтобы количество государственных контролеров в нем еще больше ограничили. Получится ли?
Это зависит еще и от того, насколько учтен в законопроекте живой и постоянно совершенствующийся опыт внедрения проекта Международной финансовой корпорации (IFC) «Безопасность пищевой продукции в Украине». «Благодаря системе управления безопасностью пищевой продукции компания «Дрыгало» (производство замороженных продуктов) существенно увеличила свои продажи, став поставщиком самых крупных розничных сетей Украины, — говорит руководитель предприятия Людмила Дрыгало. — Внедрение этой системы позволило нам существенно расширить рынки сбыта по всей Украине. А торговые сети, став нашими партнерами, обеспечивают около четверти всех продаж нашей продукции. Мы уже получили предложения от иностранных партнеров об экспорте продукции в Россию, Молдову, в такие страны ЕС, как Германия и Австрия».
«Мы ощутили на практике, что управление производством стало более прогнозируемым, поскольку мы можем предотвращать неприятные ситуации. В результате и мы, и наши партнеры, и, главное, наши покупатели на 100% уверены в безопасности и качестве нашей продукции», — констатирует Л. Дрыгало.
В частном предприятии «Ольховой» также очень довольны результатами перехода на систему управления безопасности пищевой продукции. Директор и жена собственника Надежда Ольховая начинает свой рассказ с того, что ее дети и внуки едят только продукцию с собственной торговой маркой — хлебобулочные изделия ручной работы. Но как нелегко далась коллективу предприятия эта система. Ольховая цитирует мужа: «Нужно иметь совесть и не продавать плохой продукт со своей фамилией». Но одно дело сказать, а другое — добиться. Совершенно неожиданно для собственников, часть коллектива воспротивилась этой системе, ведь каждую выполненную операцию работник должен был заверить своей подписью. Треть рабочих и среди них много тех, кто начинал вместе с собственником 15 лет тому назад, покинули предприятие. И все же большинство в конце концов приняло эту систему, хотя и не сразу. Например, рассказывает Ольховая, мы начинали с того, что установили бачок с дезинфицирующим раствором. Ведь у нас много ручного труда. Смотрим, а жидкость почти не расходуется. Пришлось принимать строгие меры. А сколько добивались, чтобы в торговлю не попадала продукция даже с мельчайшими изъянами, например, со слегка разорванной упаковкой. Ввели даже такое правило: за отложенное по той или иной причине бракованное изделие (например, случайно упало на пол) не наказываем, но ощутимо штрафуем, если его пытались отправить в торговлю.
Какой бы ощутимой ни была сегодня роль IFC во внедрении в Украине системы управления безопасностью пищевой продукции, значительный вклад в это дело все-таки призваны и могут внести розничные торговые сети, имеющие серьезное влияние непосредственно на производителей. Так, компания «МЕТРО Кэш енд Керри Украина» первой среди украинских торговых сетей получила международный сертификат пищевой безопасности IFS. Он удостоверяет успешное прохождение международного аудита качества на соответствие требованиям этого стандарта. Гарантированное качество и безопасность пищевой продукции — один из главных критериев, по которым эта торговая сеть строит свои отношения с поставщиками. Компания поставила перед собой задачу: до 2014 года все ее украинские поставщики также должны быть сертифицированы по системе IFC (она специально «заточена» на производителей, говорят в компании) или по другому стандарту из международной группы стандартов GFSI, направленной на безопасность еды. Контроль за безопасностью продуктов здесь считают главным направлением социальной ответственности торгового бизнеса.
Об этом «Дню» рассказала начальник управления контроля качества Людмила Владова. По ее словам, это подразделение наделено исключительными правами, а безопасность продуктов, попадающих на стол украинцев, обеспечивается, в частности, системой так называемой холодной логистики, позволяющей контролировать температуру молока, мяса, рыбы и изделий из них буквально на всех этапах от склада до полки. Отвечая на вопрос «Дня», Владова даже утверждала, что вся мясная и рыбная продукция, продающаяся в супермаркетах компании не только свежая, она не проходила заморозку, но и свободна от гельминтов. Вы можете это гарантировать, спросил «День». Начальник управления качества, не задумываясь, дала положительный ответ.
Выпуск газеты №:
№75, (2012)Section
Экономика