Пасмурные перспективы солнечной энергетики
Или Пример, когда «революционная целесообразность = инвестиционная непривлекательность»
Еще какой-то год назад в развитии альтернативной энергетики производство солнечной энергии было ключевым вопросом. Украина вошла в 30 стран мира с наиболее привлекательной для инвестиций солнечной энергетикой. Власть кичилась созданием наибольшего парка солнечных батарей в Европе и перспективами развития солнечной энергетики. Даже государства, которые имеют меньше солнечных дней в году, чем Украина, активно используют солнечные батареи в быту. И для нашего государства это уже было вопросом не будущего, а настоящего.
Но вот недавно прозвучало революционное, что Кабмин «лишает Клюева монополии на производство солнечной энергии, одобрив соответствующий законопроект, у которого цель — ликвидация монополии на производство солнечной энергии». Документ уже отправлен на рассмотрение в Верховную Раду. Министр Кабинета Министров Остап Семерак, комментируя утверждение проекта закона, на одном из брифингов отметил, что в производстве солнечной энергии преимущества были предоставлены фактически одной компании по так называемому «зеленому тарифу». Более того, по словам правительственного чиновника, на развитие этих частных компаний направили большие средства из государственного бюджета Украины. Законопроектом предусмотрено снижение тарифов на производство электроэнергии только для солнечных электростанций. Предлагается снизить коэффициент до тарифа на электроэнергию, который в настоящий момент самый высокий для электроэнергии от солнечных батарей, до коэффициента на электроэнергию, полученную с использованием силы ветра. Это решение должно коснуться «только монополистов, а не домашних хозяйств», — отмечал Остап Семерак.
До этого проект Закона №4596 «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии» вносит изменения, по которым вводятся отдельные коэффициенты «зеленого тарифа» для выработанной солнечной электроэнергии в зависимости от установленной мощности наземных объектов электроэнергетики (до 10 МВт включительно и более 10 МВт). Им же ограничиваются гарантии стимулирования производства солнечной электроэнергии наземными объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых превышает 10 МВт.
ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА В КОРРУПЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Ни для кого не секрет, что главным производителем солнечной энергии в Украине является компания Activ Solar, которая входит в бизнес-империю Андрея Клюева. Большая часть солнечных электростанций, кстати, расположенная в Крыму.
За период пребывания при власти Виктора Януковича, государственные банки, в частности, «Сбербанк», выделили несколько миллиардов кредитов частным предприятиям на развитие солнечной энергетики. Таким образом, именно государство за бюджетные деньги профинансировало больше половины из введенных в строй мощностей солнечной генерации.
В настоящее время уже открыто говорится, что Клюевы причастные к созданию законодательной базы «солнечного» бизнеса. То есть на уровне законодательства были созданы отдельные преференции, которые создали мотивацию со стороны государства для развития этой отрасли. Понятно, что льготами в основном пользовались только аффилированные компании с братьями Клюевыми. К преференциям относятся и освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, и освобождение от таможенных сборов, и строительство линий электропередач для присоединения солнечных электросетей за счет государства, и быстрое выделение земельных участков, и взятие кредитов в государственных банках под залог новопостроенных СЭС и так далее. Создание законопроекта под отдельно взятую семью имеет еще и длинный хвост коррупционной составляющей. Скажем, по лоббированию Клюевых, законодательно установлено, что солнечные панели должны иметь содержимое кремния не менее, чем 30%. Кремний производит запорожское предприятие, которое также принадлежит семье Клюевых. Этому предприятию государство в свое время предоставило кредит в размере 240 млн евро. И даже протесты европейского содружества были проигнорированы.
В законопроекте, который пошел на рассмотрение в Верховную Раду «О внесении изменений в закон Украины «Об электроэнергетике», предлагается снизить тариф для солнечных электростанций до уровня тарифа на электроэнергию, которая производится при помощи ветра, просматривается в значительной мере политическая составляющая. И, возможно, это решение было бы правильным, если бы были учтенные интересы тех 44 экономических субъектов, которые производят солнечную энергию в Украине не имеют никакого отношения к «солнечной» империи братьев Клюевых. Более того, у кое-кого из них одно время буквально из-под носа забирались земли, которые уже почти были выделены облсоветами, в интересах Activ Solar. Следовательно, в то время, когда Activ Solar строил солнечные электростанции сотнями мегаватт, то все другие участники создания солнечного энергорынка в Украине — сотнями киловатт. При чем кредиты брались ими в международных банковских институциях, например, в том же Европейском банке реконструкции и развития. Соответственно, отечественные производители расчеты проводили согласно размеру тарифа и срока окупаемости. И в случае одобрение Верховной Радой спорного законопроекта, отечественным производителям рассчитываться с международными финансовыми учреждениями будет чрезвычайно сложно. Ведь срок окупаемости СЭС вырастет и уже будет составлять не пять-шесть, а восемь лет.
ОБАНКРОТИТСЯ ЛИ СОЛНЕЧНАЯ ОТРАСЛЬ?
По мнению участников рынка, законодательные предложения Минтопливэнерго подрывают основы деятельности большого количества малых и средних компаний, которые начали активно работать в отрасли за последние годы, именно благодаря механизму стимулирования «зеленым тарифом».
Это решение подняло волну обеспокоенности не только непосредственно в энергетических компаниях, но и во всех причастных к развитию солнечной энергетики в Украине. Ведь в случае утверждения упомянутых поправок, которые на революционной волне борьбы с прежними узурпаторами могут поддержать депутаты, пострадают не только непосредственно производители альтернативных источников энергии, но и все, кто причастен к этому виду бизнеса. А это сможет повлечь сворачивание производства солнечной энергии в целом.
Скажем, директор ПАО «Квазар», который специализируется на изготовлении солнечных модулей, Александр Юденко считает, что если действительно «зеленый тариф» солнца снизят до размера ветрового, то отрасль просто исчезнет.
— Все причастные к становлению солнечной энергетики в Украине уйдут из этой отрасли, — говорит Александр Дмитриевич, — ведь окупаемость солнечной энергетики почти втрое более длительная, чем ветровой, потому что производство энергии от солнца стоит дороже. При таком ходе событий никто деньги в это производство вкладывать не будет.
Такую точку зрения выражают и инвесторы. Ведь государство и им в свое время гарантировало, что до 2030 года ничего не будет менять в производстве солнечной электроэнергии. Например, израильский инвестор Петр Розенкранц также не видит перспективы для развития солнечной электроэнергии, если правила игры будут так резко измененные, без возможности подготовиться к смягчению удара.
— В той редакции законопроекта, что оглашалась, по которому «зеленый тариф» солнечной электроэнергии должны приравнять к ветровой, нет никаких перспектив для инвестиций, поэтому инвесторы вообще уйдут из украинского рынка солнечной энергетики, это уничтожит отрасль, — считает господин Розенкранц.
В то же время нужно отметить, что величина «зеленого тарифа», к которой пытаются снизить нынешний его размер, составляет 25 евроцентов. Она равна уровню «зеленого тарифа» многих стран Европы. Однако, ажиотаж, вызванный таким возможным развитием событий на рынке солнечной энергии, не значит, что производители солнечной энергии не хотят доводить размер ЗТ до европейских стандартов. Просто, как отмечают в Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии Украины, должен быть подготовлен поэтапный переход до уровня мировых стандартов, а потому производители солнечной электроэнергии подготовили новый вариант законопроекта, где предусмотрено сохранение этой отрасли в Украине. Ведь так же ведет себя и цивилизованный мир: сначала мотивирует производителей развивать отрасль, давая высокую ставку «зеленого тарифа», а затем постепенно снижает ее. Очевидно, «блиц-криг» в любой отрасли не может мотивировать к развитию.
С 1 января 2013 года «зеленый тариф» составляет 34 евроцента/кВт-год, а с 1 января 2015 года будет снижено до 30 евроцентов/кВт-год. Это больше, чем в Европе, но меньше, чем в Японии.
Теперь, наверное, единственным правильным решением для страны может быть открытое обсуждение этой проблемы государства с бизнесом с привлечением иностранных экспертов и участников, ведь, в конечном итоге, речь идет об имидже Украины в мире как надежного партнера.
♦ Сегодня «зеленый тариф» для солнечных электростанций составляет 415,66-570,04 коп./кВт-час (в зависимости от типа станции и времени ее запуска)
♦ Большинство крупных проектов по строительству солнечных электростанций в Украине были реализованы компанией Activ Solar. В частности, эта компания построила станции мощностью 296,96 МВт в Крыму, 218,43 МВт — в Одесской области, 82,698 МВт — в Николаевской области
♦ По словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, правительство Украины подготовило изменения к законодательству, которые предусматривают уменьшение субсидирования солнечной энергетики
♦ Зато исследование международной группы IBCentre, посвященное перспективам развития восстанавливаемой энергетики в странах Восточной Европы свидетельствует: в 2014 г. сегмент солнечной энергетики станет главным направлением для инвестиций на рынке восстанавливаемой энергетики в РФ и странах СНГ. В частности, прогнозируют аналитики, в центре внимания инвесторов будет российский (!) рынок восстанавливаемой энергетики, благодаря модели возвращения девелоперам проектов инвестиций с «премией», которая вступила в силу в 2013 году.
Выпуск газеты №:
№69, (2014)Section
Экономика