Перед Стокгольмом
Эксперты: Украина подготовила убедительные аргументы того, что на самом деле именно «Газпром» должен «Нафтогазу», а не наоборот![](/sites/default/files/main/articles/13052014/_kr_0587.jpg)
«Газпром» угрожает с 1 июня Украину перевести на предоплату, так как «Нафтогаз Украины» до 7 мая не оплатил счет за апрельские поставки российского газа. Если ее не будет, то монополист перекроет газовую трубу, что грозит нарушением транзита газа через нашу страну в Европу. Правда, окончательно можно будет говорить о переводе «Нафтогаза» на предоплату лишь 16 мая, когда «Газпром» может выставить «Нафтогазу» авансовый счет на июнь.
Но в нашей стране такая ситуация паники не вызывает. Более того, экспертное сообщество уверено, что у начатой Украиной арбитражной процедуры есть все предпосылки для того, чтобы увенчаться успехом. Для рассмотрения на Стокгольмском арбитраже приготовлены убедительные аргументы того, что на самом деле именно «Газпром» должен «Нафтогазу», а не наоборот. Рассматривается также вероятность того, что российская сторона не станет доводить дело до суда. Об этом сегодня, в частности, говорил журналистам президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», директор энергетических программ центра «НОМОС» Михаил Гончар. «Европейский опыт показывает, что «Газпром», как правило, сдает назад после того, как формально запущен процесс рассмотрения арбитражного иска», — говорит эксперт. Сейчас, по его мнению, «фундаментально переломный момент: впервые за всю историю украинско-российских газовых отношений делается реальная, конкретная попытка перевести решение серьезных вопросов из плоскости закулисных политических договоренностей в правовую плоскость путем применения соответственных процедур».
Гончар уверен, что в основу действующей сейчас формулы расчета газовой цены и базовой цены в $450 за тысячу кубометров лег некорректный, волюнтаристский и, по сути, политически мотивированный прогноз «Газпрома» о росте цен на газ. В соответствии с ним, цена на газ для Европы до конца 2008 года должна была составить $500 за тысячу кубометров. А если цена на нефть достигнет $250 за тонну, то газ будет стоить $1000. Эксперт демонстрирует диаграммы, показывающие динамику изменений российских газовых цен для Украины и для стран Европы. Они показывают, что кривые, отражающие изменение цен для Украины, проходят существенно выше и почти не пересекаются ни с ценами трубного газа для европейских стран, ни со спотовыми газовыми ценами в Европе. Отсюда Гончар делает вывод, что на самом деле «Нафтогаз» переплачивал за газ довольно крупные суммы. По его мнению, Стокгольмский арбитраж должен учесть это обстоятельство.
На него обращает внимание и партнер международной консалтинговой компании Grand Thornton Александр Малиновский. По его мнению, «Нафтогаз» может требовать в суде не только пересмотра несправедливой цены, но и перерасчета уплаченных сумм за прошедшие годы в ретроспективном порядке, то есть задним числом. «Это общепринятая практика, отвечающая мировым юридическим нормам, — отмечает юрист и прогнозирует: — Тогда может оказаться, что задолженность не «Нафтогаза», а «Газпрома». Эксперт также напоминает о контракте на транзит газа через территорию Украины. В нем указывается, что «Газпром» обязуется ежегодно поставлять в Европу по украинской ГТС не менее 110 миллиардов кубометров газа. «Но за последние пять лет эти обязательства ни разу не были выполнены», — отмечает Малиновский.
Что касается предоплаты, то, по его мнению, такое требование российской стороны является очень сомнительным. Апрельская задолженность, на которую ссылается российская сторона, как на основание для требования предоплаты, не является бесспорной, поскольку она определена «Газпромом» на основании установленной им на второй квартал 2014 года цены $486,5. С ней «Нафтогаз» не согласен и, как считает эксперт, для этого есть все основания. «Это спорная цена, спорная задолженность. Она не дает права обвинять «Нафтогаз» в том, что он не надлежащим образом выполняет контракт», — уверен Малиновский. Он подчеркивает, что это четко прописано в условиях контракта: «Лишь та стоимость газа, поставленного в Украину, является окончательной и обязательной для «Нафтогаза», которая указана в коммерческом акте приема-передачи газа, зафиксирована сторонами в акте сверки относительно поставок газа в конкретном месяце», — настаивает юрист. «Я могу допустить, — говорит Малиновский, — (конкретнее это может прокомментировать «Нафтогаз»), что наличие спора о цене поставки показывает, что соответствующего акта не существует».
Эксперт также отмечает, что в период между 28 апреля и 28 мая должны быть проведены доарбитражные переговоры между сторонами. Правовые нормы Швеции, по которым стороны договорились решать возникающие споры, по словам Малиновского, предусматривают, что стороны в процессе урегулирования должны действовать добросовестно. Этот принцип означает, что в том случае, если требование о предоплате будет формализовано и «Газпром» будет на этом настаивать, то это требование, не говоря уже о приостановке поставок газа в Украину, не будет соответствовать указанному принципу и может быть расценена арбитражем как давление на «Нафтогаз».
Самый оптимистический комментарий дал журналистам президент «Укринюрколлегии» Даниил Курдельчук. Он хотел бы верить в то, что арбитражная процедура все-таки не будет нужна, поскольку реализуется прогноз одного эксперта из Москвы о том, что Россия проявит великодушие, сделает шаг на встречу и, в конечном счете, будет достигнута договоренность. Опытный юрист-международник детально рассказал журналистам о процедуре и сроках разбирательства в Стокгольмском арбитраже. К сожалению, она может длиться как минимум четыре года. Но Курдельчук надеется, что до 28 мая российская сторона все же скажет: «Давайте договоримся. Нам еще работать по этому контракту до 2019 года». «И есть определенное профессиональное давление со стороны Европы, — добавляет он. — Там тоже были иски по ценовым основаниям, которые решались и в досудебном, и в судебном порядке, и можно надеяться, что это может стать примером».
Выпуск газеты №:
№84, (2014)Section
Экономика