Планка роста: стоит быть смелее
Прогноз роста ВВП-03, сделанный Минэкономики и заложенный в бюджет, отклонился от фактического в 2,1 раза (4% против 8,5%). Случайность это или закономерность? К сожалению, по крайней мере в последние пять лет в Украине наблюдается синдром занижающего макропрогнозирования. Исключением был только 2002 год, когда прогнозный тренд ВВП был выше полученного. По-видимому, обжегшись на молоке, Минэкономики и Минфин начали дуть на Днепр, создавая на 2003 г. неоправданный макрозапас в прогнозировании. Почему-то в правительстве это определяют как здоровый консерватизм, осторожность. На мой взгляд, имеет место банальная перестраховка, которая к тому же удобна тем, что, как и в советские времена, занижая планы, можно потом докладывать об их перевыполнении. На самом деле речь идет даже не об ошибке, а о преднамеренном занижении для того, чтобы иметь дополнительные доходы для свободного управления. Нацбанк в ноябре 2002 г. предупреждал бюджетный комитет парламента о том, что такие макропоказатели, как ВВП и курс гривни, значительно занижены. Такой же подход заложен и в бюджет-2004. К сожалению, не все планировщики ощущают последствия от такого прогнозирования. Что же касается субъектов хозяйствования и распорядителей бюджета, то для них с этим связан значительный дискомфорт. Ведь движение их доходов становится плохо предсказуемым.
Стране стоило бы закладывать более напряженные, как говорят ученые, «тянущие» планы. Полученное в 2003 г. ускорение ВВП подтвердило предположение, что в Украине деловой цикл не завершится спадом или стагнацией. Этот вывод касается также и макроперспектив 2004 года. Деловой цикл в Украине, вероятнее всего, приобретет графическую форму двойного пика. С учетом уточнения месячной отчетности (как ожидается, это произойдет в течение первого квартала) в показатель ВВП-03 будут внесены изменения. Вероятно, рост ВВП за 2003 г. достигнет отметки, близкой к 9,4%. Исходя из этого, можно утверждать, что в 2000—2003 годах (в среднегодовом измерении) рост приближается к 9,4%. Это означает, что сохранив такую динамику и в дальнейшем, Украина может в 2009 году удвоить ВВП уровня 1999 года, а в 2015 году восстановить уровень ВВП 1990 года. Объемы производства при условиях роста промышленности на 10—12% в год (это уже фактически достигнуто), позволили бы восстановить в 2005 году уровень ВВП 1994 года и промышленного производства 1990 года.
Впрочем, занижающие погрешности в макрофинансировании привели к тому, что финансовая система не справилась на желательном уровне с внеплановым притоком доходов, и остатки средств правительства в Нацбанке на сегодня в 2,5 раза превышают соответствующий показатель 2002 года. Это создает инфляционный навес на первый квартал 2004 года.
Однако в прошлом году заложена не тормозящая, а ускоряющая инерция роста, по крайней мере на I квартал 2004 года. Инвестиционная волна в 2004 году создает достаточную базу для удержания в основном прошлогодней динамики роста и является базой для нового импульса наращивания потребительского спроса в среднесрочной перспективе. А в 2004 году этот компонент совокупного внутреннего спроса будет усилен после снижения подоходного налога и повышения зарплат и пенсий.
При условиях десятикратного увеличения темпа роста потребительских цен (8,2% против 0,6% в 2002 г.) можно считать неплохим достижением то, что процентная ставка коммерческих банков была не только удержана на предыдущем уровне, но и снижена в течение 2003 г. на 1,7%. В то же время, инфляции при высокой экономической конъюнктуре противодействовали меры монетарной и курсовой политики: прирост стоимости денежных ресурсов, предоставленных коммерческим банкам (8,3%), был выше годовой инфляции (8,2%). Аналогичная денежная политика будет применяться и в этом году. Предусматривается сохранение учетной ставки на уровне 7% или даже ее снижение на 1—2% при выходе на уровень инфляции 4,5—5,5 %, то есть ниже прогнозного (однако на это сегодня не слишком много надежд: негативный сигнал экономике дает повышением цен на газ «Нефтегаз Украины»). Этому будет способствовать также усиление законодательной защиты кредиторов с целью снижения той части процентных ставок коммерческих банков, которая является платой за риски и невозвращение кредитов. Продолжится политика курсовой поддержки экспорта и одновременно будут разрабатываться и осуществляться меры по поддержке инвестиционного импорта.
Выпуск газеты №:
№8, (2004)Section
Экономика