Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Политика — в фокусе, экономика — за кадром

Эксперты «Дня» — о трех главных экономических мессиджах встречи президентов в Минске
28 августа, 11:31
ЕВРОКОМИССАР ПО ЭНЕРГЕТИКЕ ГЮНТЕР ЭТТИНГЕР ПРЕДЛАГАЕТ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ РЕШЕНИЯ СТОКГОЛЬМСКОГО АРБИТРАЖА, ЗАКЛЮЧИТЬ НОВОЕ ГАЗОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЕЙ. ЭКСПЕРТЫ СОВЕТУЮТ, НАОБОРОТ, — ИДТИ ДО КОНЦА, А НЕ ДЕЛАТЬ КОМУ-ТО УСТУПКИ / ФОТО С САЙТА ECOBLOG.IT

Сегодня после инаугурации новоизбранного президента Турции в Анкаре может состояться встреча Петра Порошенко и Владимира Путина. Информация об  этом появилась в СМИ со ссылкой на дипломатические источники, но официального подтверждения  такой встречи еще нет.  Даже если она состоится, то спектр вопросов известный — война, ассоциация с ЕС. Разговор об этом украинский и российский президенты начали в начале недели во время трехсторонней встречи (Украина — ЕС — «Евразийская тройка») в Минске на саммите стран Таможенного союза (ТС). Но кроме политических заявлений там  прозвучал ряд важных экономических.

•  Первое — изменения  в Соглашении с ЕС. Россия готовит свои предложения в базовое соглашение Украины о создании ЗСТ с ЕС  и планирует озвучить их 12 сентября в Брюсселе. Там запланирован очередной этап переговоров «на трех» об имплементации соглашения, что подтвердил вчера еврокомиссар по торговле Карел Де Гюхт. Поэтому к этому времени Кремль рассчитывает найти рычаги влияния, чтобы переписать экономическую часть под себя, потому что, видите ли, в России из-за  торговли  Украины с  ЕС возникнут  экономические проблемы. Реакция украинской стороны была мгновенной. «Не нужно выдавать желаемое нашими российскими коллегами за действительное. Изменять текст соглашения не будем. Ратифицируем и будем имплементировать», — написал  на своей странице в Twitter министр иностранных дел Украины Павел Климкин.  Это так,  но  факт  этой встречи на трех  подтвердил еврокомиссар.  Следовательно, не услышать агрессора не удастся. Поэтому нужно готовиться.

Председатель правления «Института экономических исследований и политических консультаций» Игорь Бураковский считает, что замечания  к соглашению об ассоциации — это проявление традиционной позиции России. Всем очевидно, что экономических проблем для России от  соглашения, продолжает он, о которых говорит постоянно Путин, нет. Однако уже поздно отказываться от вымышленной легенды, объясняет Бураковский, потому что в нее  многие поверили. «Если они ныне отступят, то  фактически признают свою политическую несостоятельность», — добавляет в разговоре  с «Днем» эксперт. Как действовать? По мнению Бураковского, в случае возникновения проблем в торговых отношениях (например, контрабанда) Украины и России, следует апеллировать к механизмам ВТО.  В последние годы, подчеркивает он, именно Россия больше пользовалась ими. «Но самое главное в этой ситуации то, что ныне не понятно, как можно с точки зрения международного права переписать соглашение, которое парафировано? Это прямое вмешательство России  в дела Украины», — резюмирует он.

Бывшего же министра экономики Владимира Ланового тревожит другое.   «Украинская сторона согласилась на создание трехсторонней рабочей группы для наработки изменений к соглашению об ассоциации. Как правило, рабочие группы на трех создают, чтобы ничего конкретного не принять», —  говорит  он «Дню».  Следовательно,  резюмирует эксперт, напрашивается вывод: «Россия просто хочет затянуть ратификацию этого соглашения украинским парламентом и стремится как можно больше навредить Украине. Главная цель всех ее сегодняшних действий — возбудить новый социально-экономический конфликт и свергнуть проевропейское правительство». Если с  руководством РФ все понятно, то позиция европейцев удивляет.  Все выглядит так,  продолжает  Лановый, что они хотят только локализовать конфликт, не дать ему расшириться. Но параллельно Европа вовсе не предлагает действий, которые бы ликвидировали этот конфликт, говорит  он. «Их интересует, чтобы просто не выпускали пар из того котла, в котором ныне оказалась Украина», — считает Лановый.

•  Второе — сохранение экономических отношений  с  Таможенным союзом. Официальный Киев высказался за продолжение экономического диалога в формате Украина — ЕС — «Евразийская тройка». «Уже сегодня, даже без принятия каких бы то ни было мер, наш торговый оборот с Таможенным союзом упал на 30%. Это невыгодно как для Украины, так и для наших партнеров в ТС. И ни в коем случае нельзя допустить последующих ухудшений условий торговли», — сказал Порошенко.  Следовательно, добавил он, что Киев готов вести экономический диалог, однако выступает за его проведение в исключительно прагматичной плоскости, «без применения политического давления». По его словам, ассоциация с ЕС не может навредить нормальной торговле со странами Таможенного союза. Порошенко поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который не увидел проблем для торговли с  Украиной  после подписания этого соглашения.

Украина действительно заинтересована в сохранении нормальных отношений с Беларусью и Казахстаном, комментирует  эту  инициативу Бураковский. Особенно это актуально  еще и потому, что с этими странами у нас действует зона свободной торговли. «Украинская экономика — открытая. И любые рынки, где можем продавать свою продукцию, для нас  интересны и важны. С другой стороны, Беларусь и Казахстан не поддержали Россию. И никто из них не присоединился к санкциям РФ. Это свидетельствует о том, что ТС не является сформированной организацией с крепкими традициями. Это пугает Россию, потому что интеграционных успехов у нее нет», — продолжает  эксперт. Следовательно, Бураковский советует не рвать,  а теснее строить торговлю с Беларусью и Казахстаном.

Торговля — это всегда договоренности, добавляет  Владимир Лановый.  Конечно, говорит он, можно послушать предложения России в вопросе маркировки продукции, которые, судя по словам Путина, и  есть самая большая проблема России от создания ЗСТ с ЕС. Но другое дело, подчеркивает он, если россияне захотят проверять на границе товары, которые будут завозиться. «Это будет фактически полноценный контроль», — прогнозирует Лановый. Зная методы России, отмечает эксперт, нужно не поддаваться на уговаривание и болтовню.  «Ведь Россия говорит одно, а делает  другое. В Минске договорились об укреплении границы, а Россия делает все для ее уничтожения. Поэтому нужно слушать,  но понимать, что все будет с точностью до наоборот», — подытоживает он.

•  Третье — новое газовое соглашение и никакого суда в Стокгольме. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер предложил достичь промежуточного соглашения по газу между Украиной и Россией, не ожидая решений Стокгольмского арбитража. «Два дела рассматриваются в Стокгольмском суде, но слушания займут 12-15 месяцев, и мы не можем ждать так долго. Нам нужно промежуточное решение на эту зиму», — резюмировал он. Удивительным образом тональность  его заявления совпала  с традиционной риторикой  Кремля в газовом вопросе. Путин в уже привычной ему манере попробовал переложить  ответственность за поставки газа на Украину, заявив, что поданный «Нафтогазом» иск не позволяет России предоставить нашему государству какие-либо льготы по поставкам газа.

Эксперты советуют не клевать на эту газовую приманку.

«Россия не уверена в своих позициях в Стокгольмском арбитраже. И это первое зондирование вокруг ситуации, можно ли отойти от арбитража и подписать новое соглашение. Они называют его преференциальным, чтобы сохранить лицо. А для нас это не что иное,  как пересмотр параметров действующего контракта. Я бы советовал быть очень осторожным  в этом вопросе. И иск отозвал только тогда, когда на 100% будем понимать, какое соглашение подпишем. Заявление Путина — это еще и  свидетельство реакции Кремля на ситуацию в мире. Ведь Европа уже заявила, что  разрабатывает  меры на случай полного прекращения поставок газа из России. Это большой сигнал для России: требование лобового шантажа уже не работает», — объясняет  Бураковский.

Не стоит соглашаться ни на какой промежуточный договор по газу, который предлагает Эттингер, также говорит Лановый. «Стокгольмский арбитраж — единственная возможность стать на равных в диалоге с  Россией. Все другое — просто потакание  другим странам. И позиция ЕС, которую выражает  Эттингер, в этом плане выглядит как  неприкрытый  протекционизм России», — объясняет он.

По мнению опрошенных  экспертов, «Газпрому» архиважно не допустить газовое дело до суда. Ведь если  суд станет на сторону Украины, то по условиям иска придется пересмотреть  цену газа для нас, да еще и  заплатить 6 миллиардов долларов переплаты за  голубое  топливо, которое поставляли с 2010 года.

Встреча в Минске — это очередное уточнение позиций сторон, говорят опрошенные изданием эксперты.  Единственным принципиально важным  стала обновленная почти унисонная позиция ЕС и России  по газу. Поэтому эксперты советуют  правительству не поддаваться и до конца  настаивать на своем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать