Полный боекомплект
Удастся ли Заводу имени Малышева освоить производство практически всех комплектующих к танкам?
Харьковский завод им. Малышева собирается наладить производство ряда комплектующих к танкам: пушек, гусениц, опорных катков, электроники, тепловизионной техники и т.д. Создать самостоятельное танковое производство, по словам директора предприятия Вадима Федосова, необходимо, что бы уменьшить зависимость от внешних поставщиков. Мол, максимально замкнув производство на себе, танкостроительный завод сможет побороть «неэффективность и инертность еще внутрисоюзной межпроизводственной кооперации».
Желание самостоятельно создавать всю боевую машину вполне понятно, хотя бы с точки зрения получения максимальной прибыли. Кроме того — это возможность снизить риски задержки поставок комплектующих. Да и на стоимости произведенной продукции может весьма сказаться. В 1990-е годы Украина вынуждена была покупать пушки к танкам у России, а она довольно сильно подняла на них цену. Поэтому производить артиллерийские системы для оснащения танков стали у себя. Благо, запускали производство не нуля — в Сумах находится Завод им. Фрунзе, выпускающий утяжеленные трубы для нефтегазодобычи. По сути, он уже был оснащен необходимым оборудованием для изготовления пушечных стволов, оставалось закупить дополнительное оборудование для специфических операций.
Какие именно подрядчики поставляют комплектующие Заводу им. Малышева на нынешнем этапе, неизвестно. Даже осведомленные эксперты говорят, что информация эта, в общем-то, закрытая. По сообщениям «Укроборонпрома» известно, что комплектующие и основные материалы для танка «Оплот» производят 137 предприятий, из которых в госконцерн входит 21 производитель.
Впрочем, из неофициальных источников известно, что одним из наиболее дефицитных изделий, необходимых для производства танков в Украине, являются опорные катки, которые производит Россия. Злые языки поговаривают, что их на украинские заводы завозят контрабандой, а потом ставят, скажем, на танки Т-72 для африканских покупателей. Мол, вдумайтесь в немалое количество сообщений о задержаниях контрабандистов, доставляющих в Украину катки, украденные с баз, заводов и воинских частей. Про прямую связь с харьковскими заводами информации, правда, нет. Как бы там ни было, но потребность в опорных катках собственного производства у отечественных танкостроителей есть.
Нынешние планы Завода им. Малышева очень амбициозные, и реализация их однозначно потребует немало времени. При этом то, что завод сможет наладить производство всех вышеперечисленных комплектующих, вызывает сомнения: необходимы не только средства на новое оборудование, но и привлечение новых специалистов.
Государственные предприятия очень часто недофинансируются из госбюджета. К Заводу им. Малышева это тоже относится. Буквально в прошлом году тогдашний директор завода Николай Белов сообщал, что из-за отсутствия технологического комплекта оборудования, производство некоторых узлов танка «Оплот» вынуждены размещать на других предприятиях. И жаловался, что в конце же декабря 2011 года завод ожидал получить 40 млн грн из госбюджета на подготовку производства танков, но денег не получил, так что и оборудование купить не смог. Более того, несколько раз в отношении предприятия начинали процедуру банкротства, последнюю из которых — несколько месяцев назад. Правда, за первое полугодие 2013-го завод получил 500 тыс. грн чистой прибыли по сравнению с 109 млн чистого убытка за аналогичный период прошлого года.
Директор «Центра исследований армии, конверсии и разоружения» Валентин Бадрак необходимости запуска полного производства танков на одном предприятии не видит. «Согласно официальным заявлениям, к концу 1990-х была успешно выполнена опытно-конструкторская работа «Керн», и на отечественных предприятиях удалось наладить производство всех комплектующих, необходимых для танкостроения, импортных деталей оставалось только около 5%. А в таком случае отказываться от производства на этих предприятиях смысла нет», — говорит он.
Но даже если процесс этот запускать, то для начала нужно навести порядок на танкостроительном заводе. Значительная часть его помещений просто не используется для производства, но требует средств на содержание. Как сообщил недавно руководитель завода Вадим Федосов, общая площадь территории ГП Завод им. Малышева составляет более 300 га. И в собственность города и области, по его словам, необходимо передать более 50% земельных площадей, 500 тыс. кв.м площадей производственных. Кроме того, как утверждает Федосов, более 11 тыс. из 16 тыс. станков морально и физически изношена, и не может быть использована в производстве. Их планируют продать, а полученные средства потратить на техническое переоснащение предприятия.
Все это входит в план реструктуризации завода. Но, как отмечает Федосов, она возможна только при условии изменения законодательной базы в отношении не подлежащих приватизации объектов госсобственности. Так что при участии «Укроборонпрома» был разработан законопроект, предусматривающий возможность отчуждения и реализации недвижимого имущества предприятий, которые не подлежат приватизации. Правительством план реструктуризации таких предприятий еще не утвержден.
По мнению Валентина Бадрака, реструктуризацию завода необходимо было сделать еще лет десять назад. Он говорит, что наиболее оптимальным вариантом было бы создать единое юридическое лицо, подчинив производителя Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению им. Морозова, которое ведет гораздо больший спектр тем, чем серийное предприятие. Теперь же, считает директор «Центра исследований армии, конверсии и разоружения», реструктуризацию лучше перенести до того времени, когда будут выполнены крупные контракты по производству техники для Ирака и Таиланда.
Контракт с Ираком на поставку 420 бронетранспортеров БТР-4 стоимостью 457,5 млн долл. Украина подписала в 2009 году. Пока заказчик принял только около сотни машин. Таиланду необходимо поставить 49 танков «Оплот» на сумму более 225 млн. долл. подписанный в конце 2011-го контракт рассчитан на три года. Выполнять контракт завод начал в апреле 2012-го, и этим летом ходовые испытания проходила первая машина из этой серии. Полный цикл производства одной единицы занимает 14,5 месяцев.
Выпуск газеты №:
№150, (2013)Section
Экономика