После отмены моратория на продажу земель окажется, что продавать официально уже нечего
В Крыму вскрываются новые махинации с землей и разрабатываются планы ее эффективного использования.
По мнению правоохранителей и специалистов-землеустроителей, в Крыму существуют специальные теневые и посреднические структуры, которые занимаются торговлей землей. У них существует четкая специализация. Одни подыскивают состоятельных покупателей, другие ведут поиск подходящих земельных участков и «знакомят» с ними покупателей (в частности и через интернет), третьи — отвечают за оформление документов, чтобы приобретение имело законный вид, четвертые обеспечивают «крышу» для сделок в органах местной власти.
Эти выводы подтверждаются данными прокуратуры и структур, контролирующих состояние земли. Как сообщила «Дню» пресс-секретарь прокурора АРК Наталья Бояркина, 22 января прокуратура Симферополя возбудила уголовное дело в отношении председателя садового общества, расположенного в селе Лозовое Симферопольского района. Его руководительница задержана при получении мзды в $19,5 тысячи, которую она требовала и получила за включение в члены общества некоего гражданина и предоставление ему участка в пределах кооператива. А председатель другого садового общества ради получения взятки в размере $12,5 тысячи, нарушив закон, своим единоличным решением исключил двух садоводов из числа членов общества, а их участки переоформил на другого гражданина. По факту злоупотребления служебным положением прокуратурой Симферополя возбуждено уголовное дело, и злоумышленники вскоре, возможно, предстанут перед судом.
По мнению главы Рескомзема Крыма Николая Голубева, «мораторий на землю стал мощным толчком к «дерибану» сельскохозяйственных угодой полуострова». Голубев считает необходимым отменить мораторий, «так как без этого невозможно остановить теневую продажу главного богатства страны». По мнению специалиста, именно мораторий и провоцирует создание нелегальных схем продажи сельхозугодий. Однако перед его отменой в государстве должны быть приняты законы о государственном кадастре, рынке земли и ее денежной оценке. «В противном случае отмена моратория откроет «шлюзы» для нечистых на руку дельцов, и земля будет продана за бесценок», — уверен Голубев. По его словам, в первую очередь в Украине должен быть создан земельный кадастр, «чтобы государство, начиная от главы поселкового совета и заканчивая руководством страны, знало, что, где и под каким номером зарегистрировано на территории Украины».
Пока на проведение земельной реформы в Крыму государство не выделило достаточных средств. «За семнадцать лет независимости мы получили всего семь процентов от необходимой суммы. Те крохи, которые государство выделяет на землеустройство, настолько несущественны, что на общую картину практически не влияют», — говорит глава Рескомзема. На земельную реформу в Крыму необходимо 120 миллионов гривен, но за последние восемь лет было выделено лишь 9,3 миллиона. «Не создан кадастр, не завершена инвентаризация восточного и южного побережья Крыма, не проведена денежная оценка земли, не завершена работа по обмену сертификатов на госакты, нам удалось создать только реестр приусадебных участков», — говорит Голубев. Он считает, что в «дерибане» заинтересованы в первую очередь в Киеве. Уточняя, что реальный процесс растаскивания земли происходит не в Рескомземе или в Госкомземе, а на уровне местных советов, он объясняет происходящие нарушения тем, что руководство государства само заинтересовано в срыве земельной реформы. «Пока в Крыму останется хоть один клочок свободной земли, денег нам для проведения реформы не будет...».
По мнению Голубева, украинское земельное законодательство создавалось так некачественно, что в нем существует много лазеек для злоупотреблений. С другой стороны, вышестоящие органы власти не предъявляют должной требовательности к нарушителям и не проводят систематического контроля. «Власти на местах принимают решения на основании тех законов, которые существуют в нашем государстве, — вот в чем парадокс. Посмотрите: хоть один поселковый голова за семнадцать лет ответил перед законом? На этой должности работают по двадцать — двадцать пять лет, значит, это выгодно», — рассуждает Голубев. Он не исключает, что после отмены моратория на продажу земель окажется, что продавать официально уже нечего. «Земля под Симферополем скуплена на девяносто процентов. На ЮБК вообще делать нечего, там уже лезут в заповедники, курортно- оздоровительные зоны и рекреационные участки», — говорит глава Рескомзема. Сейчас, по его словам, в Крыму есть люди, владеющие 1,5—2 тысячами гектаров. Причем все они зарегистрированы легально. «Кто-то имеет деревеньку, кто-то — тысячу гектаров. Скоро кому-то захочется иметь уже десять деревенек — мы ведь к этому идем, но в деревнях почву не улучшают, а выдавливают из земли последние соки плодородия», — считает Голубев. Смогут ли земли сохранить свое целевое назначение после отмены моратория, зависит от политики государства, говорит специалист и делает вывод: «Наши политики должны уяснить, что сельскохозяйственные земли — богатство страны. Их целевое назначение не должно изменяться ни при каких условиях».
В последнее время Совет министров Крыма принимает меры для того, чтобы ускорить инвентаризацию земель. На днях, как сообщили «Дню» в пресс-службе правительства автономии, принято специальное постановление по этому вопросу. В нем указывается, что Госкомитет Украины по земельным ресурсам планировал закончить инвентаризацию земель населенных пунктов до 31 декабря 1999 года, а до конца 2000 года — инвентаризацию земель за их границами. «Однако до настоящего времени в стране проинвентаризировано лишь 33% несельскохозяйственной земли, — поясняют в пресс- службе крымского Совмина. — А инвентаризация земли в Крыму должна была завершиться к октябрю 2004 года. Но в 2004—2007 годах на эти цели из госбюджета Украины было выделено лишь 6,2 миллиона гривен (18% от запланированной суммы). Финансирование из бюджета автономии и местных советов не велось. В основном, работы по инвентаризации земель в Крыму выполнялись за счет землепользователей и собственников земли. Они израсходовали на это 17,6 миллиона гривен. За счет госбюджета Украины проведена инвентаризация земель южного и юго-восточного берега Крыма, расположенных за границами населенных пунктов, общей площадью 17,3 тысячи гектаров, а также земель 18 населенных пунктов из 91. Проведена инвентаризация земель, занятых объектами Черноморского флота России общей площадью 14,7 тысячи гектара. Госпрограммой социально-экономического развития автономии до 2017 года предусмотрено, что для проведения этих работ будет выделено 27,3 миллиона гривен из госбюджета, 17 миллионов гривен — из бюджета Крыма, 3,3 миллиона — из бюджетов органов местного самоуправления, 8,4 миллиона — из других источников. Только в 2008 году понадобится 11,8 миллиона гривен, в том числе из бюджета автономии — 3,85 миллиона гривен.
Результаты проведенной инвентаризации земель позволяют упорядочить земельные вопросы и снять напряжение в сфере земельных отношений».
Вместе с тем в Крыму понимают, что земля сегодня используется крайне неэффективно, и поэтому в ходе реформирования землепользования следует добиваться ее лучшего использования. В крымском правительстве, например, считают правильным решение Сакского райсовета, выделившего 100 гектаров земли, непригодной к сельскохозяйственному и курортному использованию, для строительства автомототрека. Дело в том, что вместе с использованием этой земли под гоночные соревнования получает развитие и весь регион — под Саками инвесторы параллельно планируют построить гостиницы, бизнес-центр и даже вертолетные площадки. Еще 100 гектаров горной местности Крыма выделено под будущий гольф-клуб, проект которого сейчас обсуждается общественностью.
Верховная Рада и правительство Крыма стремятся не допустить бессистемного освоения, хаотической и неэффективной застройки регионов восточного и западного Крыма, которые сегодня в курортном отношении практически не освоены. Чтобы создать программу системного освоения этих регионов, планируется учредить хозяйственные общества, которые и займутся разработкой генеральных планов. Недавно председатель постоянной комиссии Верховной Рады АРК по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию Олег Русецкий презентовал проект устойчивого развития западного Крыма, что, по его мнению, должно противостоять разбазариванию крымских прибрежных земель. «Еще в июне 2007 года Верховная Рада Крыма приняла решение «Об обеспечении регулируемого комплексного развития перспективных прибрежных территорий АРК с учетом государственных и общественных интересов», — рассказывает Русецкий. — В нем сказано, что земельные участки можно предоставлять только на основании утвержденных региональных схем планирования территорий, правил застройки прибрежной полосы и при наличии планировочной и градостроительной документации. В формате генплана они обязаны разграничить земли государственной и коммунальной собственности и провести их денежную оценку. Если местными советами все эти условия соблюдены, тогда они должны участвовать в аукционе на право аренды земли, для которой уже подготовлен инвестпроект, и на конкурентной основе реализовывать то, что они наметили. Условия аукциона разработаны Советом министров. При этом нельзя забывать и о том, что сегодня каждый сельский совет решает проблемы только своей территориальной общины, не согласовывая с соседями. А работа, основанная на развитии больших территорий, предполагает совершенно иные подходы и иную увязку всех вопросов. Поэтому без координации решить проблему достаточно сложно. Выход один — создание государственной компании, независимой от сме ны руководства как в республике, так и на местах. Ей предстоит реализовывать намеченную программу. Это — главная цель создания хозяйственного общества «Западный Крым». «Это закрытое акционерное общество, учредителями которого должны выступить Фонд имущества АРК и местные сельские, поселковые, районные и городские советы, находящиеся на этой территории, — рассказывает Русецкий. — Предприятие создается за счет средств специального целевого республиканского фонда приватизации и аренды имущества. 51% акций компании принадлежит республике, 49% — другим членам акционерного общества, то есть местным советам. Координировать работу «Западного Крыма» будет Министерство строительной политики и архитектуры АРК. Те местные советы, которые не пожелают вступить в него (они имеют на это право), будут самостоятельно разрабатывать схемы развития своих территорий, но уже за свои деньги или деньги инвесторов, конечно, согласовывая планы с соседями».
Русецкий рассказал журналистам, что западный Крым будет планироваться, «как зарубежные курорты типа Антальи, Шарм-эль- Шейха и т.д. Первая прибрежная полоса, ширина которой примерно километр, — это сетевые отели, то есть отели международного уровня вроде «Хилтона», «Шератона» и других. Вторая полоса — отели внутригосударственного уровня. Третья — коттеджи для тех, кто хочет комфортно отдыхать и ни от чего не зависеть. Четвертая зона — жилищная застройка для персонала, который обслуживает эту гигантскую инфраструктуру, и для местного населения. Все это увязано едиными инженерными сетями, коммуникационными системами, с учетом производства, сельского хозяйства, культурной и курортной инфраструктуры. Такое зонирование существует во всем мире. Это — цивилизованный подход. Курорт будет простираться на полосе в два-четыре километра от моря. Общая его площадь составит около тысячи квадратных километров».
Реализация этого проекта уже началась. «В 2007 году в бюджете автономии были предусмотрены двести тысяч гривен на разработку генерального плана территории протяженностью 227 километров, — говорит Русецкий. — Тендер выиграл институт «Гипроград», который проектирует сегодня территории АРК и практически все города Крыма. Поэтому логично, что он подключен и к этой работе. На первый квартал года предусмотрено еще 750 тысяч гривен, необходимых для топографической съемки и дальнейшей разработки генплана».
Эта работа необходима, считают в комиссии Верховной Рады, чтобы привлечь сюда инвестиции, поскольку отечественные предприниматели не смогут быстро освоить этот регион. «Если инвесторы увидят, что в регионе все взаимосвязано, все учтено, если почувствуют, что им не придется ходить по инстанциям, согласовывая различные бумажки, раздавая деньги направо и налево, то, пожалуй, с удовольствием пойдут на это, выкупив, например, право аренды или участия в реализации этого инвестпроекта, — говорит председатель комиссии Олег Русецкий.
Выпуск газеты №:
№16, (2008)Section
Экономика