Перейти к основному содержанию

Причины

15 января, 00:00
В очередном Индексе экономической свободы газеты The Wall Street Journal и исследовательской организации Heritage Foundation экономика Украины в 2003 году названа «в основном несвободной». При составлении Индекса, в частности, принимались во внимание торговая, монетарная и налоговая политика, влияние власти на экономику, объемы инвестиций, состояние рынка финансовых услуг, ценовое регулирование, защита прав собственности, состояние «черного рынка». В первую десятку государств с наиболее свободными экономиками вошли Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Люксембург, Ирландия, Эстония, Великобритания, Дания, Швейцария и США. В категорию «в основном свободных» экономик — Литва, которая заняла 22-е место в основном рейтинге, поделив его с Бельгией, и Латвия (29-е вместе с Израилем). «В основном несвободными» названы экономики Армении (поделила с Францией 44-е место), Грузии (91), Кыргызстана (103-е место вместе с Руандой), Азербайджана (106), России (114), Украины (117) и Казахстана (131, вместе с Йеменом и Бангладеш). Украинцев может радовать лишь то, что наша страна по сравнению с предыдущим годом (131 место) улучшила свои позиции в общем рейтинге. В чем причины такого «места» Украины?

Александр ГИНЗБУРГ, референт Национального рейтингового агентства:

— В развитых странах используются макроэкономические показатели, отличающиеся некоторым образом от аналогичных показателей, используемых в Украине. Кроме того, существуют такие макроэкономические показатели, которые используются для прогнозирования развития экономик. К сожалению, в Украине они пока не применяются. Поэтому сам факт отсутствия этих показателей уже отодвигает наше государство на более низкую ступень.

Кроме того, есть показатели, показывающие прозрачность экономик и процессов принятия решений — как экономических, так и политических, связанных с экономикой. Этого в Украине также нет. Таким образом, совокупность отсутствия определенных показателей или совокупность отсутствия транспарентных процессов принятия решений — как в государственном, так и в корпоративном секторах — с точки зрения индекса экономической свободы приводит нас априори в нижнюю часть рейтинговой таблицы.

С другой стороны, не следует забывать, что Украина находится в группе стран с так называемой «переходной экономикой». Хотя мы стремимся к тому, чтобы нашу экономику признали рыночной. Для стран с переходной экономикой характерны колебания, поэтому тут есть определенные перегибы в принятии решений на государственном уровне, не позволяющие обеспечить дерегуляцию происходящих экономических процессов. К сожалению, сегодня наша экономика не дерегулирована — я имею в виду частный сектор. И именно отсутствие дерегуляции в части отношения государства к частному сектору приводит к таким результатам. Если большинство стран уделяют должное внимание индексам экономической свободы, то Украина пока относится к ним, к сожалению, скептически, не реагируя адекватно на наше место в этих рейтингах. Однако, на мой взгляд, в ближайшие 6-8 месяцев в этом направлении все- таки произойдут качественные изменения. В этот период Украине нужно решить очень серьезную проблему — прорвать информационно- экономическую блокаду на Западе. Сегодня в западных странах практически отсутствует макроэкономическая информация об Украине, и пора устранять этот пробел.

Николай ГЕОРГИЕВСКИЙ, президент концерна «Энран», уполномоченный по вопросам защиты прав предпринимателей в г.Киеве:

— Основываясь на тех сигналах, которые я как уполномоченный получаю, могу только подтвердить правомерность оценки, данной международными экспертами. Предпринимательство ведь неоднородно по своему составу. Ни для кого не секрет, что структуры, приближенные к власти, пользуются полной экономической свободой. В то же время мелкому предпринимателю, которого в обиходе все еще уничижительно называют частником, чтобы открыть свое дело — нужно преодолеть многомесячную бюрократическую волокиту (иногда это растягивается на годы). Как правило, это сопровождается колоссальными поборами, назначение которых трудно понять. Если говорить о степени экономической свободы для бизнеса, то вопрос даже не в налоговой системе, которая сама по себе не стимулирует развитие предпринимательства, и не в отсутствии кредитных ресурсов, хотя без них трудно развиваться. В конечном счете, все упирается во взаимоотношения власти разных уровней и тех людей, которые сегодня хотят заниматься предпринимательством. В этом смысле экономической свободы у нас нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать