Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Профессия – фермер

«День» побывал в Аграрном колледже, который поставляет в Европу органические продукты
28 апреля, 11:52
БИЗНЕС ПРОДОЛЖАЕТ ОТМЕЧАТЬ НЕХВАТКУ МОЛОДЫХ И ГРАМОТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ С ХОРОШИМ АГРАРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ И БОЛЬШИМ ПРАКТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

С полей сегодня приходят не только военные сводки, но и хорошие новости: украинские аграрии закончили сев ранних яровых и зернобобовых, сеют кукурузу, подсолнечник, сою и сахарную свеклу. День-два, и эта работа также будет закончена. Время подводить итоги? Они, к сожалению, не блестящие. Во многих хозяйствах сетуют на трудности с финансированием сева — кредиты давались с трудом и достались немногим. Из-за этого не хватало качественных семян, средств защиты растений, удобрений, запасных частей к технике, значительная часть которой уже вообще отслужила свой срок.

Главного агронома компании «Фермерское хозяйство «Чиста Криниця» Евгения Мазуренко беспокоит еще и другое — нехватка молодых и грамотных специалистов. Как рассказывает Latifundist.com, агроном обращает внимание министра агрополитики на необходимость повышения качества аграрного образования. В частности, он считает, что студентам «необходимо добавить практики».

Оттолкнувшись от этой мысли, «День» направился в Нововодолажский район Харьковскй области, где расположена настоящая кузня аграрных кадров — Липоватовский аграрный колледж, основанный еще в 1902 году. Как рассказал «Дню» его директор Николай Таркан, сегодня это учебное заведение первого уровня аккредитации выпускает не агрономов, а технологов по производству и переработке продукции растениеводства. И не зоотехников, а технологов по производству и переработке продуктов животноводства. «Готовим также ветеринаров и организаторов производства, — дополняет свой рассказ директор. — И не только на макетах, схемах и муляжах, но, главным образом, на практике». «Почти каждый наш студент благодаря полученным в колледже знаниям и навыкам, — с гордостью отмечает Таркан, — готов не только к тому, чтобы работать в крупном хозяйстве под руководством опытных аграриев. Он способен самостоятельно создать и возглавить семейную ферму, добиться в этом хозяйстве хороших результатов».

ПРАКТИКА — НА ПЕРВОМ МЕСТЕ. РАДИ НЕЕ РУКОВОДСТВО АГРАРНОГО КОЛЛЕДЖА ГОТОВО ДАЖЕ ПОЖЕРТВОВАТЬ ЧАСТЬЮ УРОЖАЯ, КОТОРЫЙ, ПО СУТИ, КОРМИТ ВСЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Отправляемся на молочно-товарную ферму, где нас встречают 500 коров и дояр Михаил Ярошенко со своим инструментарием. Ферма как ферма, и «День», который видел помещения и получше, и почище, спрашивает: а доильный зал не собираетесь строить? Таркан показывает на трубы, идущие от каждого стойла, и рассказывает, что молоко попадает в них прямо из доильного аппарата и закачивается в холодильник, а оттуда — в молоковоз. «Никакого контакта ни с человеком, ни с животным, — добавляет он. — А раньше доили в ведра, а потом носили их по ферме. Негигиенично. С трудом наскребли 100 тысяч гривен, чтобы провести молокопроводы. Зал — это миллион или даже намного больше, учитывая нынешнюю девальвацию. А где взять? Кроме поля, у нас практически нет источника финансирования».

Потом директор ведет нас в учебные классы, насыщенные всевозможным оборудованием и учебными пособиями. Здесь будущие аграрии постигают азы теории, готовятся к практическим занятиям. Таркан обосновывает необходимость полноценных ферм (таких, как в колледже, в районе — не больше двух) и поля, которое обеспечивает их кормами, простым примером. Коровы страдают шестью видами маститов. Если бы в колледже их было голов тридцать, то студенты могли бы за время учебы и не узнать проявлений этой болезни, чем они отличаются и как их нужно лечить...

КАК ОБЪЯСНЯЕТ ДИРЕКТОР КОЛЛЕДЖА НИКОЛАЙ ТАРКАН, РЕЙДЕРЫ ХОТЯТ ЛИКВИДИРОВАТЬ КОЛЛЕДЖ, ЧТОБЫ ОТОБРАТЬ ЗЕМЛЮ. НО КОЛЛЕКТИВ НАМЕРЕН ПРОТЕСТОВАТЬ, А В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ — ПЕРЕКРЫТЬ ТРАССУ НА ХАРЬКОВ

А вот и кормящее колледж поле. Идет сев подсолнечника. Директор обращает наше внимание на две новые, недавно купленные импортные сеялки и на то, что в кабинах тракторов по два человека: тракторист и студент. «Урожаи у нас, можно сказать, европейские — по 50 центнеров с гектара, а себестоимость в три раза меньше, чем у тех, кто делает упор на химию, — отмечает Таркан. — Можно было бы взять и больше, но не забывайте, что у нас учебное хозяйство. Вот сейчас тракторист со студентом поменяются местами, и не факт, что качество сева не изменится. И рядок может петлять, и глубина меняться. Но если студент всю эту рабочую премудрость не освоит, то какой из него будет руководитель? Урожай нам, конечно, важен, но на первом месте — учебный процесс. В нем практической учебы должно быть 60 — 70 процентов. Иначе не будет специалиста, работая, должен будет доучиваться».

«Не гонимся и за высокими надоями, — продолжает тему Таркан. — Считаем, что наши средние 3,8 тонны с коровы за год — это вполне нормально для хозяйства, поставляющего в Европу органическое молоко. Когда мне рассказывают о надоях в пять-шесть тысяч литров, то я точно знаю, что в таком молоке и антибиотики, и гормоны, и регуляторы роста, а в кормах, из которых «сделано» это молоко, — химические удобрения». «Наше молоко европейцы тщательно проверили и выдали соответствующий сертификат, — с гордостью говорит директор и добавляет: — И с удовольствием покупают».

Возвращаемся в учебный корпус и встречаем женщину с плакатом. «Беда у нас, — объясняет Таркан, — рейдеры хотят ликвидировать колледж, а для этого отобрать у нас землю-кормилицу. Коллектив намерен протестовать, есть даже мысль перекрыть трассу на Харьков. Пусть бюрократы из нашего Госкомзема знают, что мы не собираемся сдаваться. Они сначала замучили нас надуманными придирками и из-за этого не выдавали документов на землю, которую мы обрабатываем уже не одно десятилетие. А недавно сообщили, что у колледжа вообще нет ни одного гектара. И на наших землях уже орудуют рейдеры: «подкармливают» химией посеянные нами озимые и наши земли, которые мы удобряем исключительно органикой». «А без земли, без органического зерна и молока колледж не выживет и перестанет готовить специалистов — ведь государство финансирует не более 40% наших потребностей, на все остальное мы зарабатывали сами», — с отчаянием констатирует директор. Правда, на днях у него появилась надежда: прокуратура открыла против рейдеров и их сообщников-бюрократов уголовное производство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать