Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Профицит электроэнергии – тоже угроза

Эксперты отрасли требуют от министерства запуска сбалансированной программы экспорта
18 февраля, 19:51
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Есть некоторые меры, которыми можно стимулировать экспорт. То есть, для тех, кто будет увеличивать объемы экспорта, необходимо пойти навстречу с точки зрения тарифа, по которому они закупают электроэнергию, — сказал глава Минэнергоугля журналистам на прошлой неделе, однако тут же показал, что на самом деле это никакое не решение: — Но однозначно            — не в убыток «Энергорынку».

А кто же тогда заплатит за чужие льготы? Похоже, министр не прочь переложить их на граждан страны и ее упадочную промышленность. Он также полагает, что на объемы экспорта электроэнергии может позитивно повлиять девальвация гривни, сообщает Интерфакс Украина. Спасибо, г-н министр, этого нам не надо.

Однако эксперты считают, что министерству просто нужно навести на рынке порядок, который профессионалы называют балансом. Советник министра Сергей Чех обращает внимание на то, что с завершением строительства ЛЭП-750 Ривненская АЭС — Киевская подстанция в энергосистеме страны сняты сетевые ограничения. Теперь более актуальными стали балансовые ограничения. По его мнению, проблемы балансирования будут особенно существенными во время весеннего половодья, которое по прогнозам не будет очень большим, но «в определенный период будет тяжелый баланс». Он подчеркивает необходимость принятия государственных регуляторных решений относительно экспорта электроэнергии, но отмечает, что самые тяжелые последствия имело сокращение потребления энергии для тепловой генерации (в прошлом году производство электроэнергии упало на 11%, а всего за 2014 и 2015            годы — на 15%). И самые большие потери понесла, по мнению Чеха, угольная генерация. У нее объем производства за два года упал на 27%.

«Сейчас идет провал потребления электроэнергии в ночные часы,   — рассказывает заместитель министра Александр Светелик, — Разница между объемом потребления по мощности между ночью и днем доходит до 7 миллионов киловатт. Это вынуждает нас разгружать атомную энергетику. На снижении потребления (против прошлого года на 12—15%) сказывается также аннексия Крыма и война на Донбассе».

«Искажение системы потребления электроэнергии, — продолжает Светелик. — сильно сказывается на структуре ее выработки. Запасы угля превышают 2,7   миллиона тонн. Этого достаточно. Но беда в том. что нужно разгружать атомные блоки, которые дают на рынок дешевую электроэнергию и помогают удерживать тарифы на электроэнергию как на рынке, так и для потребителей. Ищем пути замещения потерянного потребления, в том числе в ночные часы».

«Экспорт для нас — это тоже дополнительное потребление, — говорит замминистра, — Когда мы входили в зиму, то максимально его ограничили (за исключением Бурштынского острова, работающего на углях Львовско-Волынксого бассейна), свели на нет экспорт в Беларусь и Молдову. Сейчас мы его пытаемся запустить. Трудно сказать, что получится: на нашем рынке цена довольно высокая, а там спрос на более дешевую».

Глава Конфедерации свободных профсоюзов и Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец подчеркивает, что добыча энергетического угля в стране упала только в 2015 году на 38,8%. Такая же динамика была и в два предыдущих года. «Если не остановить эту тенденцию, — говорит профсоюзный лидер, — то угольная отрасль в Украине будет уничтожена. И если наконец начнется подъем экономики, то мы будем вынуждены покупать уголь в два раза более дорогой. Причем не всегда качественный. Например, польский уголь по качеству куда хуже украинского». «А главное, — продолжает Волынец, — люди будут выброшены на улицу. Будут останавливаться и блоки тепловых электростанций. И там тоже начнут увольнять людей. Причем это может случиться в самое ближайшее время».

«Если у нас сейчас в резерве ежедневно стоит от 20 до 30 блоков и столько же, а то и больше — в ремонте, то не только на востоке Украины, но и в центре, в Харьковской области, а также в «Западэнерго» могут начаться массовые увольнения работников, — прогнозирует лидер профобъединения, — Обществу, губернаторам, мэрам городов, где находится тепловая генерация, необходимо задуматься, как тут быть. Должно задуматься и Министерство энергетики, да и Кабинет Министров — какой тут должна быть их роль. Ведь если мы видим падение потребления электроэнергии в прошлом году почти на 18% в связи с падением промышленного производства, то не стоит ожидать роста промышленности в этом году, а следовательно, и потребления электроэнергии. Это вещи взаимосвязанные. Если в стране не будет электроэнергии, то не будет и подъема экономики».

Эксперты сходятся во мнении, что решением проблемы профицита электроэнергии в Украине должна стать программа Минэнергоугля по наращивания экспорта. В частности, заместитель главы Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрий Саква предлагает решить эту проблему с помощью всего одной строки в законе об энергорынке, где будет сказано, что в нем работают вся электрогенерация, кроме второго блока Хмельницкой АЭС, который можно специализировать исключительно на экспорте. Такую возможность никто не исключает, но специалисты отрасли говорят, что для этого необходимы экономические расчеты и исследования. А кроме того, министерству, по-видимому, жалко отдавать этот блок под экспорт, поскольку он, единственный из всех остальных проектировался с определенной возможностью для регулирования и сегодня уже испытан в качестве регулирующего (правда, прошел лишь 21 цикл регулирования при необходимых 220 циклах, а источник «Дня» утверждает, что при этом были проблемы с уровнем радиации в первом контуре водоохлаждения).

«День» не мог не поинтересоваться: если мы заканчиваем зиму с достаточным количеством угля на складах электростанций, то зачем, как говорится, за три моря покупать южно-африканский уголь? Отвечая на этот вопрос, Светелик объяснил, что этот уголь был законтрактован еще в начале зимы — это был запас и этот уголь может теперь лежать на складах до следующей зимы. «Не потому ли, что есть запас, у нас готовятся закрывать шахты и увольнять горняков?» — задал еще один вопрос «День». Но Светелик еще раз повторил: «Это неприкосновенный запас, он лежит и может лежать».

Несколько иной ответ на этот вопрос у Волынца. Он говорит о том, что главным потребителем ночной электроэнергии в Украине является горно-металлургический комплекс и угольная промышленность, и если украинские шахты, которые работают круглосуточно и все праздники, уничтожаются, то, естественно, у нас возникает проблема ночного потребления. «Не придется ли в результате останавливать все блоки тепловых электростанций?» — спрашивает профсоюзный функционер и называет угольные предприятия, находящиеся на грани остановки и увольнения персонала, а также фамилии ставленников министра — смотрящих и коррупционеров...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать