Проклятье «Нафтогаза»
Обострившийся в нефтяной отрасли кадровый скандал — вершина айсберга. В основе проблемы — газовая слагаемая деятельности «Укрнафты»![](/sites/default/files/main/articles/01042015/6_kr_0587.jpg)
Обнародована аудированная отчетность НАК «Нафтогаз Украины» за 2012 — 2013 годы. В ней, в частности, указывается, что холдинг оценивает свои обязательства перед ПАО «Укрнафта» за использованные населением страны в 2006 — 2011 годах 10,1 миллиарда кубометров газа в 3,75 миллиарда гривен (согласно установленным госрегулятором ценам).
Но «Укрнафта» на такую цену не согласна. Эксперты «Дня» отмечают, что проблема тут в менеджменте компании. И, похоже, примерно такого же мнения Президент Украины Петр Порошенко. Он недавно заявил, что в Украине руководители всех государственных предприятий, в том числе «Укрнафты» и «Укртранснафты», будут избираться на открытых конкурсах. Хорошо бы, конечно. Но, в частности, «Укрнафта» — это, как известно, еще и открытое акционерное общество, руководствующееся соответствующим законом и собственным уставом, предусматривающими не открытый конкурс, а избрание правления акционерами. Кроме того, пять лет тому назад, в начале 2010 года, НАК «Нафтогаз Украины» и миноритарные акционеры — компании, аффилированные с Игорем Коломойским, —заключили соглашение о том, что глава правления «Укрнафты» должен избираться собранием акционеров из кандидатов, предложенных миноритариями.
Так что обострившийся в нефтяной отрасли кадровый вопрос — это, скорее всего, лишь вершина айсберга. В основе проблемы — газовая слагаемая деятельности «Укрнафты», которая, как получается, на протяжении пяти лет была донором социальной политики государства. Удастся ли этой компании каким-то образом получить компенсацию от своего главного собственника НАК «Нафтогаз Украины», а следовательно, — от государства за добытые ранее нефтяниками газовые миллиарды? Самый крупный миноритарный акционер «Укранафты» Игорь Коломойский даже грозит НАКу по этому поводу Лондонским международным арбитражным судом.
«Идет подготовка к судебному процессу по поводу этих 10,5 миллиарда кубометров, — сказал экс-губернатор Днепропетровской области на одном из телеканалов, — и мы получим или мировое соглашение, или взаимопонимание, или вердикт трибунала, международного, кстати говоря, а не украинского». «Укрнафта» в связи с этой коллизией, по его словам, испытывает трудности с «живыми деньгами» для оплаты рентных платежей и дивидендов. В частности, «Укрнафта» должна государству в лице «Нафтогаза» около 1,8 миллиарда гривен дивидендов, а миноритариям — около 2,5 миллиарда. «Пусть («Нафтогаз») рассчитается хоть чуть-чуть, — в несвойственной ему манере отмечает Коломойский и обещает: — Мы тогда заплатим и дивиденды, и ренту, и все заплатим, с частными акционерами рассчитаемся...»
«Миноритарий» уверен, что стороны смогут достичь компромиссного решения, а он — победы. «Я буду защищать со своими партнерами, акционерами свои права согласно действующему законодательству и согласно тем договорам и контрактам, которые подписаны; согласно Энергетической хартии, согласно защите прав инвестиций в Украине. Поэтому у меня нет никаких проблем и сомнений, что мы будем находить общий язык с нашим партнером и мажоритарным акционером НАК «Нафтогаз». Мы проводим постоянные консультации и переговоры, они идут достаточно продуктивно, идут в конструктивном русле», — добавляет он уже более решительно.
Между тем источник «Дня», близкий к «Нафтогазу», информацию Коломойского о консультациях и переговорах не подтверждает. «Я об этом, по крайней мере, не слышал. Очень сомневаюсь и в наличии договора, — говорит он и рассказывает историю образования этого долга: — «Укрнафта» добывала газ и сбрасывала его в систему. НАК этот газ собирал, а денег за него по тарифу, установленному НКРЭ для «Укрнафты», не платил. Дело в том, что «Укрнафта» с этим тарифом не соглашалась, считала его экономически не обоснованным и требовала повысить его в четыре-пять раз. Летом прошлого года «Укрнафта» даже подала на НКРЭ в административный суд и выиграла его. Но это ей ничего не дало — НКРЭ тариф не поменяла, и «Нафтогаз», как и раньше, не платит, поскольку «Укрнафта» действующего тарифа НКРЭ не признает. А газ все равно идет в систему (иначе пришлось бы заглушить скважины) и, по факту, используется населением и частично предприятиями теплокоммунэнерго. Но акты приема-передачи газа при поступлении в общегосударственную систему сторонами не подписываются».
Какое может быть решение? Отвечая на этот вопрос, собеседник «Дня» подчеркнул, что начинать следовало бы именно со смены менеджмента «Укрнафты», «поскольку нынешний на конструктивные контакты, я так понял, не идет, а то, о чем говорит Коломойский «в кадре», всерьез воспринимать не стоит — он просто пытается таким образом повлиять на ситуацию».
«НАК сейчас не имеет ни денег (его долги достигают 65 миллиардов гривен), ни газа, — добавил источник. — Возвращать ему нечем. Он сейчас занял выжидательную позицию, возлагая надежды на собрание акционеров «Укрнафты», на котором будет пытаться, в соответствии с новым законом, сменить менеджмент. И потом уже будут договариваться. Акты подпишут, затем реструктуризируют долг НАКа лет на десять — по-другому никак не получится. И тогда начнут потихоньку выплачивать...»
Поможет ли Коломойскому в борьбе с государством Лондонский международный арбитраж? Похоже, украинские парламентарии не склонны к такому пути решения этого конфликта. Не случайно народный депутат Руслан Сидорович (фракция «Самопоміч», комитет по вопросам правовой политики и правосудия) свой комментарий «Дню» начинает издалека.
«Я твердо стою на той позиции, что перед законом все граждане, будь то руководитель области или рядовой человек, абсолютно равны, — сказал «Дню» народный избранник. — Я не знаю, о каких конкретно 10 миллиардах кубометров идет речь, и не видел документов, которые бы подтверждали, что Игорь Валериевич имеет на них право. Но если мы говорим о газе, добытом «Укрнафтой», то нельзя забывать, что в этой компании более 50% акций принадлежит Государству Украина. И поэтому для меня абсолютно непонятна позиция тех, кто заявляет, что «Укрнафта» — компания господина Коломойского. В соответствии с законом это — государственное предприятие. Если более 50% соответствующего предприятия принадлежит государству, то оно считается государственным. Для меня как для юриста эта ситуация простая и однозначная. Закон определяет такую компанию как го-су-дар-ствен-ную!»
«Но если есть какие-то договорные обязательства между «Нафтогазом» и «Укрнафтой», то спорные вопросы должны решаться в установленном законом порядке, а он один — судебный. Я надеюсь и уверен, что английский высокий суд выносит не только законные, но и справедливые решения, и что в том случае, если Игорь Валериевич или компания, в которой у него есть доля, обратятся в английский суд, то его решение будет действительно справедливым. А государство будет обязано его выполнить. Хотя одна из тем, которыми я сейчас занимаюсь в парламенте, это реформа исполнительного производства. В нашей стране, к большому сожалению, исполняется всего 4% судебных приговоров. Тогда как решения судов должны выполняться безапелляционно. Но хорошо бы до суда в данном случае не допустить. Мир всегда лучше войны во всех аспектах. Это касается как событий на востоке, так и любых других конфликтных ситуаций. Но когда идет война, мы не можем позволить себе внутренних конфликтов на столь высоком уровне. Я хотел бы надеяться, что каждый гражданин нашей страны будет занимать государственническую позицию. Игорь Валериевич доказал, что является патриотом Украины, и стоит на такой позиции. Я думаю, мы увидим ее продолжение в конкретных конструктивных шагах также и в отношении этой ситуации. Конфликты нужно гасить, а не раздувать. Иначе это будет способствовать врагу».
«Резкое повышение цен на газ обусловлено долгами, которые в последние годы сваливались на «Нафтогаз»
Бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко заявил, что экономически обоснованная стоимость украинского газа должна повыситься на 100%, а не на 300%; на импортный газ — на 150%. Таковы результаты комплексного аудита ОО «Публичный аудит» и «Союза владельцев жилья Украины».
«Результаты указывают на существенное завышение прогнозного баланса газа на потребности населения — для обычных украинцев вполне должно хватить газа отечественной добычи. В этом балансе, в частности, не было учтено существенное уменьшение поставок газа в 2014 году против позапрошлого года, что связано с аннексией Крыма и боевыми действиями на востоке», — говорится в исследовании. Таким образом, в ОО «Публичный аудит» подсчитали, что тарифы на газ завышены в два раза, а на население переложено 150 млрд грн долга НАК «Нафтогаз Украины».
Выпуск газеты №:
№56, (2015)Section
Экономика