Прощай, творог...
Эксперты говорят о вреде неподготовленных запретов на рынке продовольственных товаров
Через полтора года, то есть с 1 января 2015-го, в Украине, в соответствии с законом «О безопасности и качестве пищевых продуктов» могут запретить продажу и оборот необработанного молока, творога домашнего производства, а также мяса так называемого подворного (непосредственно в личных сельских хозяйствах) забоя. Эта норма должна была бы действовать уже с 1 января 2010 года, но ее отсрочили на пять лет, потому что еще при принятии закона было понятно: в противном случае страну ожидает коллапс на рынке животноводческой продукции. Ведь в основном она в настоящее время производится именно «единоличниками».
Однако на протяжении отведенного срока не произошли никакие изменения. Более того, уже понятно, что их не будет и через полтора года. Поэтому народные депутаты Сергей Мошак и Иван Мирный зарегистрировали в Верховной Раде новый законопроект, которым вносятся изменения в предыдущий. На первый взгляд, они кажутся довольно либеральными. Запрещение на подворный забой не будет касаться населенных пунктов, расположенных в 20 и больше километрах от ближайшей официально зарегистрированной бойни. Правда, ставится требование, чтобы соответствующие операции выполняли специально подготовленные специалисты и к тому же под надзором ветеринарного инспектора. Продажа и оборот необработанного молока и творога на продовольственных рынках будет запрещаться лишь в населенных пунктах, где оборудованы согласно требованиям соответствующих служб пункты закупки молока.
К умеренным сторонникам названных изменений можно отнести исполнительного директора Украинского клуба аграрного бизнеса Александра Воржиховского. Он напоминает, что в Украине действует 10 тысяч пунктов сбора молока, но из почти 11 миллионов тонн молока, произведенного в прошлом году в индивидуальных сельских хозяйствах, этими пунктами собранно лишь два миллиона тонн. Эксперт указывает, что в случае введения данного запрещения на рынке может возникнуть ощутимый дефицит. А чтобы этого не случилось, то, по его мнению, за этих полтора года в селах следует максимально развивать закупочно-обслуживающие кооперативы. Причем эксперт уверяет, что это невозможно сделать без помощи государства. Иначе, подчеркивает он, мы будем настаивать на отсрочке действия закона.
Руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» проекта USAID «Агроинвест» Николай Гриценко также считает данный законодательный акт своевременным и необходимым и говорит об опасных для здоровья потребителей рисках, порожденных тем, что производство соответствующих пищевых продуктов осуществляется в антисанитарных условиях. Его вывод — нужно создавать обслуживающие кооперативы и оптовые рынки живого скота, как это делается в странах Европы. На эти и другие мероприятия, по его мнению, нужно два миллиарда гривен из бюджета. А если их не найдется, тогда придется отсрочить, но за это время разработать соответствующие нормы и правила, которые бы гарантировали безопасность потребителю и выживание производителю.
Однозначно против введения запретов, предусмотренных таким законом, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николай Миркевич. Отвечая на вопрос «Дня», он отметил, что после введения указанных запрещений в Украине уже совсем не будет того творога, который производился в индивидуальных крестьянских хозяйствах. «Не будет и сала, которое можно пальцем прожать, — говорит он и рассказывает о поляках, покупающих сало на Бессарабке, потому что у них такого нет. «И это прощание не только с творогом и салом, но и с украинским селом», — отмечает главный фермер страны. Но на той же Бессарабке паники по этому поводу еще нет. В творожном ряду «Дню» сказали: как-то будет, приспособимся. А в мясном о проблеме 1 января 2015 года и вовсе не слышали...
Выпуск газеты №:
№96, (2013)Section
Экономика