Перейти к основному содержанию

Прозрачность в некоммерческом тумане

05 августа, 00:00
Приватизация энергетики в президентском исполнении может оставить страну и без денег, и без соответствующих мощностей.

Президент Леонид Кучма в понедельник подписал долгожданный указ о приватизации в энергетике. Итак, годовой перерыв в процессе разгосударствления важнейшей отрасли народного хозяйства Украины подошел к концу. Но стоит ли радоваться тем, кто ожидает, что приватизация обеспечит средства для модернизации энергетической отрасли, мощности которой в значительной степени изношены, а потери в сетях превышают все допустимые нормы?

На экономическом симпозиуме стран Центральной и Восточной Европы в Зальцбурге (Австрия) министр финансов Игорь Митюков сообщил, что правительство Украины в 2000 году планирует увеличить поступления в бюджет от приватизации до $800 млн., предложив инвесторам крупные пакеты акций предприятий, представляющих для них интерес. И понятно, что лидировать в этих продажах будут энергетические объекты.

Интересные откровения по этому поводу можно найти в пресс-релизе посольства ФРГ, распространенном на украинско-немецком симпозиуме по вопросам энергетики, проводившемся немногим более месяца тому назад в Нацбанке Украины. Цитируем: «При этом (продаже крупных пакетов международным промышленным инвесторам. — Ред. ) украинское государство при осуществлении первого шага должно попробовать, насколько это будет возможно, создать жизнеспособные мощности. Если это сделано не будет, то тогда только с большим трудом можно будет найти промышленных инвесторов, и в любом случае почти без уплаты значительных сумм».

Между тем стоит обратить внимание на дату подписания указа — 2 августа. Ровно месяц тому назад сообщалось, что Президент в ближайшие дни может его подписать. Что помешало? Некоторые эксперты утверждают, что противником «президентского подхода» к приватизации был освобожденный на прошлой неделе со своего поста первый вице-премьер Владимир Куратченко, считавший, что отдавать энергетику «за так» — лишь под обещания предвыборной поддержи — слишком рискованно. Но вернемся к сути документа. Как ранее сообщал министр энергетики Иван Плачков (Интерфакс-Украина), указ предполагает продажу контрольных пакетов акций энергоснабжающих компаний стратегическим инвесторам на некоммерческих конкурсах под взаимные гарантии государства и инвестора.

Но некоммерческий характер конкурсов и вызывает наибольшие опасения экспертов, поскольку именно он превращает заявляемую прозрачность в густой туман. Президент Ассоциации независимых поставщиков электроэнергии Елена Золотарева так прокомментировала по просьбе «Дня» эту ситуацию: «Приватизация энергетики необходима, но стратегического инвестора у нас не будет — это нужно понимать. Надо развивать, стимулировать своего, украинского собственника. А для этого — наводить порядок на энергорынке, где должен работать словно бы замороженный сейчас совет директоров. Весь вопрос в том, кто будет организовывать некоммерческие конкурсы. Не отрицая и даже приветствуя роль государства в регулировании энергорынка, я ставлю под сомнение прозрачность этих конкурсов, если они будут проводиться исключительно государством. Даже коммерческие конкурсы, а они были далеки от прозрачности, привели нас к известным результатам. А кто будет контролировать некоммерческие конкурсы, где всегда есть возможность договориться о каких-то дополнительных пунктах? Кто будет к этим конкурсам привлечен? Почему не сделать их более демократичными, не ввести в состав конкурентных комиссий представителей не только государства, но и других заинтересованных структур. Иначе повторится то, что нам уже знакомо по предыдущим этапам приватизации в энергетике, которые буквально всеми признаны как провальные».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать