Перейти к основному содержанию

Пугало для капитала,

или Какие деньги стоят за собственностью в Украине
15 июня, 00:00

Сейчас страна живет по Паниковскому, и этот памятник следовало бы поставить перед Кабмином, чтобы очередная миссия МВФ сразу же при входе настраивалась на соответствующий лад. Тогда бы и переговоры шли быстрее.

Динамичная, активная позиция развития олицетворяется памятником Богдану Хмельницкому, но для него пока что нет места перед украинскими Белыми домами.

Нам надо поменять парадигму развития. Вместо негативной (изъять и перераспределить) необходимо перевести страну на позитивную, созидательную, отказавшись от парадигмы постоянного передела собственности, фундамент которой был заложен в 1917 году. Совершенно очевидно, что если есть собственность, то у нее должен быть хозяин. Когда собственность принадлежала всем, то работники стремились хоть пару гвоздей, но утянуть из общего котла. Сталин понимал, что люди несовершенны, и ввел закон: за пять колосков — пять лет. Что из этого вышло, всем хорошо известно. Можно продолжать делить доставшуюся от СССР собственность, забывая о том, что износ основных фондов подходит уже к критическому пределу и через несколько лет уже нечего будет делить.

А чтобы что-то делить, надо что-то произвести. Но для этого надо вкладывать знания и капитал. Последний при нынешней системе власти боится нашей страны как черт ладана, а знания бегут лишь туда, где их ценят. Какой же капитал пойдет в страну, где создают казуистическую налоговую систему, а потом выбивают деньги на курсах ГО, находя отклик в маргинальных слоях общества — как раз в тех, которые и не занимаются созидательной деятельностью. Впрочем, вся созидательная деятельность активной части страны сегодня уходит на построение многослойных бизнесовых конструкций, цель которых — не создание продукции, а уход от налогов. Интересно, смог бы Билл Гейтс, который со $100 разбогател до $100 000 000, заработать в нашей стране на трехкомнатную квартиру?

Нужно переориентировать исполнительные и налоговые органы на позитив. Им бы получать проценты не от суммы штрафов и не от подавления экономики, а от прироста налогооблагаемой базы и прибыльности предприятий. А пока же в Украине идет трансакционная игра — кто кого «нажухает» — бизнес государство или государство бизнес. И из того же трансакционного анализа (одна из концепций в психологии и психотерапии. — Ред. ) хорошо известно, что эта игра ведет к деградации, если не менять целеустановку.

Надо расчистить очень много завалов. Почему такой супервыгодный источник валюты, как туризм, не работает? Потому что иностранцам обидно платить за гостиницы больше, чем коренному населению, и больше, чем, к примеру, в Париже. Почему в нищей Украине стоимость аренды в Киеве в несколько раз выше, чем стоимость аналогичных площадей в Иерусалиме или в Торонто? Почему товары местного производства в Польше стоят в несколько раз меньше, чем аналогичные у нас, при обратном соотношении зарплат? В чем причина того, что при нищенских зарплатах у нас все, связанное с бизнесом, чрезвычайно дорого по западным меркам?

Отвечу: в стране не хватает денег.

Основной показатель денежной массы — агрегат М2. Он составляет 15940 млн. грн., или около $4 млрд. А наличных денег (агрегат МО) всего 6717 млн. грн. ($1,7 млрд.). Эти деньги, не выполняя функции накопления и меры стоимости, служат только для обращения. Их с трудом хватает для обеспечения уплаты налогов в легальном бизнесе, составляющем узкий сегмент всей экономики. Даже если учесть другой критерий — высокую скорость их обращения, все равно становится совершенно очевидным, что ни бартеризацию, ни кризис платежей невозможно решить никакими указами, даже под угрозой расстрела. Существующая масса денег может обслуживать 15— 20% экономики Украины, а остальная экономика — теневая, серая или любого другого цвета — будет находиться за пределами госрегулирования. И наша исполнительная власть должна снять шляпу перед народом, который в сложнейших условиях создал «теневую» экономику и тем самым не дает стране развалиться, сохраняя ей шансы выйти на столбовую дорогу развития цивилизации.

За валютами западных стран стоит только собственность. В СССР казначейские билеты обеспечивались всем достоянием страны, а банковские формально — еще и золотовалютными активами. После развала СССР, инфляции, бесплатной передачи госсобственности и т.д. возникла частная собственность, которая формально составляет 60—70% общенациональной собственности, но под ней практически нет денежной основы. Гривна же опирается даже не на госсобственность, а на куцые резервы Нацбанка.

Кто же побеспокоился об эмиссии денег под нашу собственность? Конечно, США. Они эмитируют пустые доллары под наши нужды (и не только наши!) и получают за них от нас товар и услуги. За обычную бумагу, правда, подкрепленную доверием к правительству США (а не к нашему правительству — чувствуете разницу?)! Но чтобы, паче чаяния, чего-нибудь не случилось, они вводят дополнительные меры предосторожности — требуют ограничить эмиссию национальных денег резервами их валюты!

Сегодня в наличном обращении ходит $460 млрд., а в самих США — $150 млрд. Поэтому США заинтересованы, чтобы были слабые валюты, чтобы инфляция этих валют была больше доллара США, чтобы они были привязаны к доллару. Конфликт в Сербии в немалой степени идет на пользу США, укрепляя доллар перед евро. И Европа наконец-то начинает это понимать. А что же наш Кабмин? Он разрабатывает суперпрограмму «2010». В ней национальный доход в 2010 году выражен прямо в долларах США. Неужели мы к тому времени войдем в долларовую зону, а Нацбанк станет отделением федерального резервного банка США, сохраняя гривню для рекламных и коллекционных целей, поскольку уже сейчас набора купюр на всех не хватает, в чем не трудно убедиться: 6,7 млрд. : 50 млн. = 134 грн. на человека, а набор купюр составляет 188 грн. (100 + 50 + 20 + 10 + 5 + 2 + 1). Поэтому мы можем сказать, что гривня пока что играет в экономике коллекционную роль.

Поэтому первоочередной задачей для страны наряду с налоговой реформой является связывание собственности Украины, частной и государственной, национальными деньгами. Без этой меры Украина высокоразвитой страной не станет. Под собственностью в европейских странах лежат национальные деньги, даже если ее создавали за доллары США. Надо создать инвестиционный банк развития, который бы эмитировал инвестиционную гривну. Кроме того, Нацбанку надо эмитировать банкам гривну, чтобы они могли давать ее в кредит под залог частной собственности, причем под проценты — 5—6% годовых, плюс банковский процент за обслуживание. Надо снять с банков ограничения, так как в настоящее время они имеют право инвестировать до 25% от уставного фонда — и это при наличии специальной лицензии, получить которую чрезвычайно сложно. Только тогда банки получат возможность не только инвестировать в экономику, но и посылать на предприятия уполномоченных управителей.

В стране сформировалось достаточное количество людей как в сфере частного бизнеса, так и среди депутатов и представителей исполнительной власти, которые приобрели опыт и не потеряли здравый смысл. И если кто-либо из кандидатов в президенты сможет их объединить и сформировать концепцию реформирования с учетом требований информационного общества, тот и получит кредит доверия населения, без которого любые реформы бессмысленны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать