Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пять лет тюрьмы с конфискацией транспортного средства

Согласно распоряжению украинского правительства, судовладельцы, нарушившие запрет на заход в Крым, могут быть арестованы в любом порту мира
11 июля, 11:48
ФОТО РЕЙТЕР

Украинское правительство решило «закрепить» запрет на заходы судов в порты Крыма соответствующим приказом. Как сообщила пресс-служба Кабинета Министров Украины, он уже зарегистрирован в Министерстве юстиции и вступит в силу после официального опубликования. Как объяснила пресс-секретарь «Укрморречинспекции» Марина Нагаевская, директива о закрытии портов была принята на заседании Кабмина с голоса, и поэтому ее необходимо было согласовать со всеми министерствами.

«Распоряжение Кабмина под названием «Некоторые вопросы функционирования морского и речного транспорта» было принято еще 30 апреля. И согласно ему, должен быть принят ведомственный приказ. Но на самом деле революционного ничего в этом случае не произошло. То есть должна была быть бумага принята. На мой взгляд, она должна была быть принята в течение недели-двух после распоряжения Кабинета Министров», — говорит главный редактор портала BlackSea News Андрей Клименко.

По словам транспортного эксперта, это распоряжение было принято очень оперативно после вступления в силу закона о правовом режиме оккупированных территорий. «Главным же является закон, вступивший в силу 27 апреля, который устанавливает уголовную ответственность (этим законом были внесены поправки в Уголовный кодекс) за нарушение режима въезда на оккупированную территорию. И в данном случае, когда мы говорим о морских портах, это является групповым нарушением, которое вредит интересам Украины, и там верхняя планка наказания, предусмотренная Уголовным кодексом, составляет пять лет с конфискацией транспортного средства», — подчеркивает Клименко.

По его мнению, «формальной ведомственной процедуре доведения до конца решений правительства уделяется слишком много времени». Ведь морская блокада Крыма началась еще 27 марта, когда Генеральная ассамблея ООН своей резолюцией призвала государства и различные организации не предпринимать действий, которые можно прямо или косвенно трактовать как признание изменившегося статуса Крыма.

В любом случае, судовладельцам, нарушившим запрет на заход судов в крымские порты, грозит наказание: судно может быть арестовано в любом порту мира. Это мировая практика. Так, после оккупации Турцией северной части Кипра в 1974 г. Кипр объявил три порта на севере острова закрытыми, заходить в них судам запретили. Для нарушителей (капитанов и судовладельцев) был предусмотрен штраф в более чем 17 тыс. евро или тюремный срок до двух лет, или штраф и срок вместе. А при помощи AIS и других средств можно отследить маршрут движения любого судна.

Несмотря на запрет, отдельные суда в крымские порты все же заходят. До арестов и штрафов пока не дошло, но определенными неприятностями для них это все же оборачивается. Так, посетивший Феодосию турецкий танкер HUSEYN JAVID не смог запланировано прибыть в Одессу и встал на рейде Ильичевского порта. Но и отсюда он вынужден был спешно уйти — одесская организация «Совет общественной безопасности» обратилась в Ильичевскую транспортную прокуратуру с заявлением о совершении преступления.

Портал «BlakSeaNews» совместно с организацией «Майдан иностранных дел» создали «черный список» нарушителей правового режима временно оккупированной территории Украины. Сообщалось о том, что были пресечены попытки захода в порты Крыма более 20 судов.

Российские чиновники делают вид, что проблемы вовсе нет. В частности, советник главы Республики Крым Рустам Темиргалиев заявил, что закрытие Украиной портов Крыма — исключительно политическое решение, которое не несет в себе никаких рисков. Несмотря на непризнанный статус Крыма, «Росморречфлот» своим распоряжением внес морские торговые порты в Евпатории, Керчи, Севастополе, Феодосии и Ялте в Реестр морских портов Российской Федерации, им присвоили новые регистрационные номера.

Ранее Россия проинформировала Международную морскую организацию (IMO) о том, что «в сложившейся ситуации приняла на себя фактическое выполнение мер по обеспечению условий для продолжения судоходства у побережья и в портах Крыма, поскольку Украина по факту не выполняет взятых на себя международных обязательств в этом регионе». Но, как подчеркивает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, согласно международному законодательству, за безопасность судоходства в данном случае отвечает украинская сторона.

По мнению С. Вовка, в дальнейшем Украине следует продолжать демонстрировать силу в этом отношении. «Судами сейчас мало что завозится или вывозится из Крыма. Но здесь вопрос принципиальный: Украина не может каким-либо образом показать, что таки признала Крым российской территорией. Поэтому я не верю, что в будущем будут с российской стороной достигнуты какие-либо договоренности, чтобы разрешить судам свободно входить в крымские порты», — говорит эксперт. И добавляет, что для влияния у Украины есть возможности — законодательство позволяет предъявлять к судовладельцам-нарушителям иски. И как раз этим необходимо активно пользоваться.

По-видимому, в обозримом будущем Крым может рассчитывать разве что на заходы в порты полуострова тех судов, которые наименее подвержены риску ареста. Это могут быть российские же суда, которые не посещают порты за рубежом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать