Нации, где преобладают «нейтральные» ... неизбежно осуждены на смерть и рабство.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Пять раз спроси «Почему?»

Проблема дефицита информации является основной в разработке эффективных систем планирования развития экономики
20 января, 2020 - 18:25
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Правительственные чиновники высшего ранга должны уметь структурировать сложные проблемы таким образом, чтобы получать решения в доступной и понятной форме. Для этого необходимы значительные инвестиции интеллектуальных и материальных ресурсов наряду с возможностью понять и убедить до принятия необходимых изменений. Как говорил знаменитый ученый в области кибернетики, математики, вычислительной техники, организатор создания проблемно-ориентированных програмно-технических комплексов для информатизации, компьютеризации и автоматизации хозяйственной и оборонной деятельности страны Виктор Михайлович Глушков: одним из проявлений научно-технического прогресса является быстрое увеличение сложности управления экономикой с растущей потребностью в необходимой информации. При этом сложность задач управления экономикой растет быстрее численности занятых в экономике людей. В связи с этим резко увеличилось значение методов прогнозирования с методами решения задач долгосрочного планирования развития экономики и информационного их обеспечения и тому подобное.

Бесспорно, важное значение приобретает четкое определение цели развития и/или реформирования экономики страны в целом и по отдельным ее отраслям. Чтобы определиться с проблемами достижения цели, необходимо их структурировать, определить ранг (степень важности в достижении цели), разработать сценарии развития, установить приоритет и сделать выбор сценария, реализация которого будет наиболее удовлетворять государственную социально-экономическую цель.

То есть для достижения цели страны мира разрабатывают индикативные планы развития экономики на всех уровнях управления (страна, регионы, отрасли и тому подобное). Например, во Франции сначала разрабатываются прогнозы направления экономического развития страны (на 10 лет) с установлением индикаторов совокупного спроса, темпов роста основных экономических показателей и тому подобное. Потом в виде плана складывается сводная экономическая таблица по аггрегированным секторам экономики (сырьевое производство, включая сельское хозяйство, промышленность и услуги), укрупненным категориям конечных потребителей продукции (государственное управление, капитальные вложения в социальную сферу и внешняя торговля) и сводной таблицей с оценкой трудовых ресурсов и капитала. На следующем этапе формирования стратегии развития проводится дезагрегация (размельчение) плановых показателей в разрезе 16 «чистых» отраслей и 35 регионов. На следующем этапе комиссия комиссариата по планированию при правительстве Франции осуществляет дальнейшую детализацию параметров плана, которые становятся ориентирами менеджерам государственных и частных предприятий. Улучшившие показатели плана с наибольшей детализацией в обратном направлении опять агрегируются, в результате чего стратегический план улучшается по основным показателям и становится реальным к выполнению (одновременно используется комплекс экономических — налоговых, кредитных и тому подобное — стимулов). Бесспорно, что это все проходит с использованием статистических моделей, математических методов и моделей планирования экономики. Это в первую очередь система национального счетоводства (раскрывается содержание основных экономических равенств, характеризующих экономику и движение ресурсов), которая дополнена моделями конечного внутреннего спроса, межотраслевых связей и внешней торговли. Использовались также имитационная модель материально стоимостного равновесия (ФІФІ), оптимизационная модель ОПТИМИКС, модель ФIФI-ТОФ (интеграция финансовых операций в единую. модель экономики), эконометрические модели большой размерности (более 5000 уравнений) прогнозирования экономики Франции на среднесрочный период (5-10 лет) и тому подобное.

Экономические показатели, которые рассчитаны с помощью такой системы взаимосвязанных моделей, дает четкое представление обо всех экономических процессах, протекающих в экономике. Существует ли в Украине такой каскад моделей, которые характеризуют взаимодействие как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне регионов и в целом по стране?

Претенденты на глав правительства должны знать, что такие модели существуют. Еще лучше, если раньше они принимали участие в разработке таких моделей или знают специалистов, которые это могут осуществить. В Украине же имеет место движение непонятных процессов. Так, за рост сложности как самой экономики, так и взаимоотношений с другими странами в период глобализации и растущей необходимости в качественной информации министр Кабинета министров Украины Дмитрий Дубилет планирует отменить 43 из 110 форм Государственной службы статистики, которые заполняют украинские предприятия. Это меня очень удивило, ведь разработка сложных экономических моделей требует разносторонней информации. И как можно уяснить у специалистов по моделированию в разных странах мира, проблема дефицита информации является основной в разработке эффективных систем планирования развития экономики. Еще больше удивило, что разработка стратегий развития экономики и информационное обеспечение моделей стратегического планирования входит в обязанности премьер-министра Украины, а не министра Кабинета Министров, который никакого отношения к экономике страны не имеет. Он отвечает за обеспечение функционирования такого хозяйства, как Кабинет Министров, а не за экономические параметры экономики Украины. Встает вопрос: кто же тогда управляет экономикой Украины? И закрадывается сомнение: разработана ли стратегия развития экономики у новой команды, если кто угодно может ликвидировать информационную систему? Неужели на пальцах разрабатываются модели развития экономики?

Действующий премьер-министр Украины не отреагировал на такое вмешательство в его информационную парафию — уничтожение информации, необходимой для эффективного управления экономикой страны. Почему он этого не сделал? По моему убеждению, без четко разработанных межотраслевых балансовых моделей невозможно выяснить, как структура экономики влияет на такие показатели как, например, валовый внутренний продукт (ВВП). Как тогда правительство сделало прогноз, что в Украине ВВП в 2020 г. вырастет на 4 %? Я думаю, что туманное представление о функционировании экономики Украины самого премьер-министра стало причиной того, что Президент Украины не понял его объяснений (с последующим развитием неприличных, как для высокопоставленного должностного лица, высказываний). При достаточно аргументированном владении проблемой донесенная до слушателя информация даже из другой области знаний становится убедительной и понятной. А тем более будет понятной для Президента Украины, который до этого с нуля создал мощную развлекательную империю — компанию, которая занимается производством аудиовизуального контента и концертной деятельностью. Ведь никто из оппонентов Президента в предыдущих избирательных гонках не представил украинцам четкую картину экономики Украины и что необходимо в первую очередь в ней усовершенствовать, чтобы как можно быстрее украинцы почувствовали улучшение своей жизни. Также никто до этого никакими разработками стратегий развития экономики на основе структурно-функциональных моделей не занимался, не пользовался и, очевидно, не думал, а потому практически без борьбы покинул президентские гонки.

Одним из методов управления корпорацией «Тойота» является пять раз спроси: «Почему»?, что помогает добраться до первопричин проблем и найти способы их решения. Проект философии «Тойота» — детище Фудзио Чо — президента «Тойота моторс корпорейшн»: «секрет философии «Тойота» в том, что все приемы и методы образуют единую систему. И эту систему следует соблюдать ежедневно с тщательной последовательностью, без авралов и спешки. Принимайте решения неспеша, совместно и тщательным образом обдумывайте все варианты, а воплощайте — быстро и немедленно». Как видим, при отсутствии стратегии развития экономики, которая была бы разработана (или даже была в мыслях чиновников) с помощью математических моделей, в украинском «турборежиме» отсутствуют неспешные соображения относительно вариантов решения проблем экономики. Более того, не все проблемы признаны такими, которые могут нанести, мягко говоря, большой и непоправимый вред существованию такой страны, как Украина. И будет хорошо, что обойдемся украинского поговоркой: «поспешишь, людей насмешишь». Смеяться никто не будет, так как экономика не тот объект, где нужно спешить.

Николай КАЛИНЧИК, доктор экономических наук, профессор
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ