«Развод» по-киевски
В отопительном сезоне 2018/2019 в столице будет новый оператор энергосистемыЛозунг «Вернем «Киевэнерго» киевлянам», размещенный на многочисленных рекламных носителях в столице, похоже, будет осуществлен. Вчера Киевсовет решил прекратить действие соглашение между Киевской горгосадминистрацией и энергоснабжающей компанией «Киевэнерго» о реализации проекта управления и реформирования энергетического комплекса столицы от 27 сентября 2001 года, предварительно продлив его на четыре месяца — до окончания предстоящего отопительного сезона 26 апреля 2018 года. Сейчас основным акционером «Киевэнерго» (с долей 72,4%) является крупнейший частный энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова, еще 25%+1 акция компании принадлежит государству.
«Мы, наконец, должны приступить к выполнению намеченного плана по завершению сделки с «Киевэнерго» и возвращению имущества городской общине. Дальнейшее промедление в принятии этого решения точно не в пользу Киева, киевской общины — тогда будем иметь дополнительные технические и финансовые риски», цитируется в сообщении Киевсовета заместитель главы КГГА Петр Пантелеев. «Речь не просто о возвращении имущества общине, а возвращении его в надлежащем состоянии. Ведь это две огромные ТЭЦ, более 3000 тепловых пунктов, 2600 км сетей, 200 котельных, а также мусоросжигательный завод «Энергия», — пояснил Пантелеев. Всего, по его словам, возвращаемый комплекс состоит из 90 тысяч объектов, различных по функциональному назначению и техническому состоянию.
Решение Киевсовета, поддержанное 62 депутатами (при необходимом минимуме 61), также поручает горадминистрации определить коммунальное предприятие и закрепить за ним на праве хозяйственного ведения коммунальное имущество, находящееся во владении и пользовании «Киевэнерго», после прекращения действия упомянутого соглашения от 27 сентября 2001 года со сроком действия до 31 декабря 2017 года, предусматривавшего передачу в управление «Киевэнерго» коммунальных тепловых сетей, двух ТЭЦ и мусоросжигательного завода «Энергия».
В 2015 году КГГА, с привлечением экспертов, в частности, Ernst&Young, провела технический, финансовый и правовой аудит взаимоотношений с «Киевэнерго». В результате было решено вернуть теплоэнергетический комплекс в муниципальное управление с дальнейшим изучением вопроса его передачи оператору на конкурсных принципах. Мэр города Виталий Кличко в начале июня сообщил, что КГГА ведет переговоры с Fortum Corporation (Финляндия) и Veolia Environnement (Франция) о возможном сотрудничестве при управлении тепловыми сетями.
Один из подписантов этого соглашения бывший генеральный директор, а ныне председатель наблюдательного совета «Киевэнерго» Иван Плачков с виду таким решением «Киевсовета» вроде бы не опечален, но сильно озабочен. Он подробно рассказывает о составе имущества, которое предстоит передать киевской общине, и о мощностях оборудования. За год ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, являющиеся одними из самых крупных в мире, вырабатывают 6,2 миллиона гигакалорий тепла и 3 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Электрическая мощность двух станций (1200 мегаватт) — это среднее потребление Киева. За год эти две станции потребляют 1,2 миллиарда кубометров газа. Если бы они работали на угле, то его потребовалось бы 1,5 миллиона тонн или тысячу эшелонов в год.
Киевские тепловые сети, по словам Плачкова, это 182 теплоисточника, 702 колоагрегата, 5100 гигакалорий тепловой мощности, 2710 километров протяженности теплосетей в двухтрубном исчислении, 2600 теплопунктов, 19 насосных станций и 7216 насосных агрегатов. Теплосети производят 5,8 миллиона гигакалорий тепла и используют 0,8 миллиарда кубометров газа в год. То есть годовое потребление газа в «Киевэнерго» — 2 миллиарда кубометров.
Кроме того, «Киевэнерго» эксплуатировало еще и мусоросжигательный завод «Энергия» с четырьмя котлоагрегатами для сжигания бытовых отходов и пароводяные бойлерные установки, вырабатывающие тепло. Мощность завода — 300 тысяч тонн отходов в год. Тогда как в Киеве образуется за год примерно миллион тонн мусора. Если бы завод «Энергия» не работал, отмечает Плачков, то у нас с бытовыми отходами была бы очень сложная ситуация. А он еще и производит 0,2 миллиона гигакалорий тепла.
Иван Плачков: В электрической части имущества столицы, которая в основном является собственностью «Киевэнерго», имеется доля в 10—12%, принадлежащая городу. А в тепловой части, которая в соответствии с принятым вчера решением, перейдет к другому собственнику, до 15% принадлежит «Киевэнерго», поскольку «создавалось за акционерные деньги». Так что, ссылаясь на решения Евросоюза, который настаивает, чтобы энеретические объекты переходили к новым собственникам в составе целостного имущественного комплекса, я выступаю за то, чтобы по результатам инвентаризации имущества произвести его взаимозачет.
Необходимо разработать справедливые инвестиционные условия, которые позволят и «Киевэнерго», наряду с другими претендентами, принять участие в конкурсе на определение нового энергооператора столицы. Я даже не сомневаюсь, что «Киевэнерго» его выиграет. Однако, это будет возможным только в том случае, если соответствующая деятельность станет прибыльной.
Плачков называет сумму инвестиций, вложенных «Киевэннерго» в энергетическое хозяйство столицы (1 миллиард гривен). Естественно, был и большой труд многотысячного коллектива. Но, как и депутаты Киевсовета, экс-министр энергетики считает, что соглашение, подписанное им в 2001 году, не отвечает современным условиям и алгоритмам отношений между «Киевэнерго», как оператором энергокомплекса столицы, и городской общиной. «Их нужно менять, переводить на конкурентную и концессионную основу», — говорит он и подробно перечисляет все, что нужно будет сделать: от инвентаризации имущества (на что, по его мнению, уйдет не один и не два месяца), до приема на работу новым оператором 6 тысяч работников и получения им множества лицензий и разрешений. «Эту работу, чтобы успеть к 27 апреля, следовало бы проводить уже сегодня», — уверен топ-менеджер.
Отвечая на вопрос «Дня» об имуществе, которое останется после «развода» с городом у «Киевэнерго», Плачков отмечает, что в электрической части имущества столицы, которая в основном является собственностью «Киевэнерго», имеется доля в 10—12%, принадлежащая городу. А в тепловой части, которая в соответствии с принятым вчера решением, перейдет к другому собственнику, до 15% принадлежит «Киевэнерго», поскольку «создавалось за акционерные деньги». Так что, ссылаясь на решения Евросоюза, который настаивает, чтобы энеретические объекты переходили к новым собственникам в составе целостного имущественного комплекса, Плачков выступает за то, чтобы по результатам инвентаризации имущества произвести его взаимозачет.
Он также говорит «Дню» о том, что необходимо разработать справедливые инвестиционные условия, которые позволят и «Киевэнерго», наряду с другими претендентами, принять участие в конкурсе на определение нового энергооператора столицы. Плачков даже не сомневается, что «Киевэнерго» его выиграет. Однако, по его мнению, это будет возможным только в том случае, если соответствующая деятельность станет прибыльной.
«Любой бизнес должен быть прибыльным, — считает глава наблюдательного совета «Киевэнерго». — Уровень рентабельности может быть небольшим — 5—10%. Но прибыль нужна для того, чтобы денег было достаточно для инвестиций на развитие — это мировой опыт. А если условия будут такие, как сегодня, а деятельность в этой сфере — убыточна (потери «Киевэнерго» от теплоснабжения более 1,5 миллиарда гривен), то мы вряд ли пойдем на конкурс. Сегодня государство не выплачивает средства по льготам и субсидиям, а «Нафтогаз Украины» насчитывает нам за долги пени и штрафы. Только за первый квартал этого года они могут достичь 500 миллионов гривен. Где их можно взять? Значит, это убыток компании».
Плачков напоминает, что когда-то в Киеве даже хотели создать единый энергетический холдинг по типу Франкфурта и Гамбурга не только для электро— и теплоснабжения, но и для водо— и газоснабжения с единой сбытовой компанией, кол-центром и планом развития. Депутаты этот проект не поддержали. Но рано или поздно мы к этому обязательно вернемся, предполагает Плачков. Он не согласился с предположением «Дня» о том, что в случае ухода «Киевэнерго» и прихода нового оператора в столице может возникнуть энергетический хаос. «Мы этого не допустим, — заверил он. — Мы будем всем все объяснять. Я думаю, что, в конце концов, у депутатов сработает инстинкт самосохранения».
Выпуск газеты №:
№106, (2017)Section
Экономика