Перейти к основному содержанию

«Ребята, защитившие государство, хотят хозяйствовать на земле»

Почему на Волыни программа «Собственный дом» популярна именно среди бывших солдат?
26 марта, 18:39
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сейчас областной фонд индивидуального строительства на селе на Волыни возглавляет экономист Виктор СМОЛЯРЧУК.

— Региональные фонды поддержки индивидуального жилищного строительства на селе были созданы на основании соответствующих указов Президента и постановлений Кабинета Министров Украины еще в 1998 году, — говорит он. — Цель: помочь жителям сельской местности в решении жилищных проблем и предотвратить отток работоспособного населения за рубеж и в города. Донором финансирования является государственный, областной и местные бюджеты, а исполнителем непосредственно фонд, который является коммунальным учреждением Волыньрады и работает на хозрасчете.

Кто может получить этот кредит и на каких условиях?

— Кредиты предоставляются сроком до 10 лет, в сумме до 300 тысяч гривен, в зависимости от цели: на строительство, реконструкцию или подведение инженерных сетей под 3 процента годовых. Обязательным основанием для рассмотрения Фондом заявлений на кредит является ходатайство органов местного самоуправления. Именно они определяют претендентов на получение ссуды. Далее уже фонд определяет платежеспособность заемщика и предоставляет пакет документов для оформления. Многодетные семьи получают беспроцентный кредит. В первую очередь рассматриваются документы участников АТО.

В условиях децентрализации к областной программе «Собственный дом» все больше приобщаются объединенные громады. Фонд активно сотрудничает с Боратинской, Прилесненской, Дубечненской и другими громадами области. Конечно, спрос на эти кредиты большой, а финансового ресурса, как всегда, не хватает. На очередях в местных органах власти находится более 400 семей. За годы внедрения программы в области финансовой поддержкой воспользовались 1924 семьи, которые получили бюджетную поддержку на более чем 108 миллионов гривен. В текущем году предусматривается предоставить кредитов на сумму более 12 миллионов гривен.

И еще одно новшество. В областном бюджете 2019 года депутаты предусмотрели 1 млн гривен для кредитования фермеров, малых предпринимателей на реализацию бизнес-плана.

Нужен ли такой фонд сегодня, когда села — пустуют? Границы  открыты, люди  массово выезжают на заработки за пределы Украины.

— На сегодняшний день, когда классическая банковская система в Украине практически уничтожена, а банки если и выдают ипотечные кредиты, то на кабальных условиях, финансовый ресурс фонда — пожалуй, единственный доступный для малоимущих жителей источник улучшения жилищных условий. Кредиты на строительство берут преимущественно молодые семьи, а на подведение инженерных сетей — люди преклонного возраста.

Значительным спросом пользуются эти кредиты именно среди ветеранов АТО. Ребята, защитившие государство на востоке Украины, вернувшись, хотят хозяйствовать на земле. Вы знаете, люди, выросшие в селе, неохотно покидали родные жилища. Они хотят работать на себя, а не быть наемными работниками. И выезжают за рубеж вынужденно. Есть много и таких, которые получили у нас кредит, а, чтобы отдать, едут на заработки. Но эти люди вернутся, потому что им есть куда возвращаться. Для того, чтобы село не умерло, в первую очередь нужны даже не школы и детсады, а хорошие дороги, доступное жилье и рабочие места. Когда это будет, будут состоятельные громады, так они и сами смогут построить объекты социально-культурной сферы.

К сожалению, государство несмотря на то, что декларирует приоритетность развития села и строительство жилья в частности, неохотно вкладывает ресурс в этот сектор экономики. Недавно состоялось заседание региональной комиссии по отбору объектов, которые финансируются за счет ГФРР, и на эту комиссию был подан только один проект, направленный на создание рабочих мест, остальные — социальная сфера. Но кому будут нужны школы и детсады, когда молодежь выедет?

Поэтому эти перекосы нужно исправлять. Я постоянно общаюсь с сельскими председателями новообразованных громад, и мне приятно, что большинство из них оптимистично настроены и верят, что у села есть хорошее будущее. Нужно только быстрее закончить децентрализацию и помочь громадам стать на ноги. Хорошо, что на Волыни на местах мало «заморачиваются» политикой, а акцент делают на хозяйствовании. Хочу отметить хорошее сотрудничество председателя Любешивской ОТГ Олега Куха и председателя Маневицкой РГА Андрея Линдюка. Сейчас большая проблема в электрификации новых жилых массивов, потому мы выработали механизм, чтобы с помощью кредитов фонда и финансовой поддержки местных бюджетов помочь в решении и этой проблемы.

— Когда видишь много пустующих домов, впечатление, что село умирает, вымирает, а здесь, оказывается, столько желающих строиться. Что сами люди, которые к вам обращаются, об этом говорят? Что их на селе держит?

— Молодые супруги из Смолигова. Муж — участник АТО, жена работала в бюджетной сфере в районе. Взяли 300 тысяч кредита в фонде, семьей еще скинулись, теперь заканчивают строительство. Говорят, что если бы не фонд, то и не начинали бы. Теперь занялись фермерством, сеют зерновые, выращивают фундук. Родителям помогают дети. Эти люди уже связаны с землей и не бросят ее.

Еще пример. Молодой мужчина из Любешова. Работает в местном жилищно-коммунальном предприятии. Рассказывает, что закрепили за ним после создания ОТГ новую технику, занимаются благоустройством Любешевщины, в частности сбором мусора, текущими ремонтами. Получают неплохие зарплаты. Говорит: зачем мне ехать на заработки, когда и дома неплохо можно зарабатывать. Построит собственный дом, есть канализация, бытовая техника, интернет, ничем не хуже, чем в крупном городе.

Как экономист и общественный  деятель каким видите будущее волынского села? Выживет ли оно?

— Меня назначили на конкурсных началах на должность главы фонда во второй половине прошлого года. Одной из своих задач вижу — наряду с уже наработанными направлениями внедрить и другие. Потому что «Собственный дом» на селе — это не только жилье, но и помощь в создании новых рабочих мест, энергоэффективные мероприятия, развитие «зеленого туризма». То есть то, что не декларативно, а практически поможет развиваться селу.

Вот в Луцк три раза в неделю один фермер из Гороховщины возит молоко и продает в жилых кварталах. Имеет 40 коров, которых приобрел сам, без помощи государства. Говорит: дайте мне кредит, хочу построить собственный доильный молочный зал. Конечно, таким людям нужно помогать. Такая же энергоэффективность. На днях беседовал с Дубовским сельском председателем Русланом Троцюком, который говорит, что в селах нужно устанавливать не просто традиционное уличное освещение, но также установки, вырабатывающие электроэнергию, чтобы излишек можно было продавать. Вот государственнический подход. С такими людьми интересно работать.

Поэтому я верю, что будущее у волынского села есть. Конечно, это уже будет не то многолюдное село, в котором много детей, но оно будет. Многие села, к сожалению, просто исчезнут, но появятся и новые хутора. Уже сейчас видим, когда едешь по селу — много пусующих хат, но рядом строятся новые жилые кварталы. В крупных селах, в частности и на моей родной Старовыжевщине, уже нельзя взять место под строительство, нужно расширять границы. Поэтому я верю в село.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать