Реформы в ящике
Сможет ли новое правительство сделать то, что оказалось не по силам старомуНовая парламентско-правительственная коалиция уже почти создана, за кулисами идет распределение кресел и портфелей. Поэтому старой правительственной команде пора подводить итоги. Правда, она с этим не спешит. За нее это сделали двадцать пять авторитетных украинских экспертов-экономистов. Их заключения неутешительны. Деятельность правительства Виктора Януковича они назвали «весьма негативной». Об этом при обнародовании данных соответствующего опроса сообщил глава правления Центра социальных и политических исследований «СОЦІОВИМІР» Сергей Таран.
Борьба с коррупцией, детенизация экономики и отделение власти от бизнеса — главные слабые места правительства, завершающего свою работу. Не прибавила им авторитета и инфляционная тема, на фоне которой использование ручных методов регулирования цен только подчеркнуло неспособность должностных лиц управлять процессом. Инфляционный просчет антикризисной команды эксперты объясняют в основном немонетарными факторами, заявляет директор Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК) Игорь Бураковский. Правда, свою долю в развитие инфляции внесли также мировые тенденции, непрофессионализм исполнительной власти на местах и неординарность президентских действий. «С одной стороны, существует высокий платежеспособный спрос населения, а с другой — качество, количество предоставляемых услуг недостаточны. В значительной степени эта проблема связана с малым и средним бизнесом», — отмечает Бураковский, подчеркивая, что если бы этим двум экономическим силам дали развернуться, то они бы не допустили инфляции, наполняя рынок своими товарами.
На фоне критики в сторону правительства экономисты все же отметили несколько позитивов в его работе. Это высокие темпы роста ВВП и активное продвижение страны к Всемирной торговой организации.
Впрочем, речь шла не только о старой команде. Накануне прихода к власти новых сил опрошенные специалисты стали посылать им свои месседжи. Первый касается преодоления чрезмерной коррупции, отделения бизнеса от власти и укрощения контрабанды. «Это означает в некотором роде запрос со стороны экспертов на институционные реформы. Если говорить проще — это вопрос организации власти. То, что мы сегодня наблюдаем, свидетельствует о том, что организация власти как механизм, организация власти как определенный режим выработки и реализации экономической политики сегодня отличается особенно низкой эффективностью», — детализирует Игорь Бураковский.
Как преодолеть отмеченный дисбаланс? Эксперт в связи с этим говорит о чисто украинской тенденции: «Традиционно в Украине выбор делается, к сожалению, в рамках плохого, очень плохого и чрезвычайно плохого перечня». Однако формат демократической коалиции во главе с премьер-министром Юлией Тимошенко если не уничтожит, то, как считают эксперты, хотя бы снизит планку негативных процессов. Правда, Бураковский вносит свои поправки в такой прогноз: «В пользу Юлии Тимошенко свидетельствует то, что она может решать очень сложные экономические вопросы. Но пути их решения могут быть и не совсем законными». Здесь будущему дважды премьеру вспомнили отмену специальных экономических зон и территорий приоритетного развития...
Что касается первоочередных действий для новой правительственной команды, то их, на взгляд Бураковского, несколько. Кроме искоренения коррупционного синдрома, следует сразу тщательно пересмотреть финансирование социальных вопросов в госбюджете на 2008 год. «Темпы различного рода социальных выплат и доходов растут значительно быстрее, чем производительность труда или той же экономики. Ясно, что эффективно эта система работать не может», — говорит он. Второе важное направление — остановить хищение государственных средств. Третье — административная реформа, которая наконец должна разъяснить, кто и за что в стране отвечает. Придется побороться и с отраслевыми министерствами, которые только и делают, что лоббируют свои интересы. Особый акцент нужно делать на слаженной работе правительства с Нацбанком, чтобы избежать конкуренции между ними, говорит Бураковский. Ведь довольно часто на денежном рынке Минфин размещал облигации внутреннего госзайма, а нацрегулятор параллельно и почти одновременно — свои депозитные сертификаты.
Справится ли с поставленными задачами новая команда? Вопрос уже по своей сути риторический. Учитывая опыт прошлых лет, становится понятно — «строить» непослушных Юлия Тимошенко умеет. Беда в другом: в который раз затормозить долгожданные экономические перемены может неминуемая процедура отделения бизнеса от власти (именно это стало, на взгляд экспертов, причиной потери полномочий бывшим премьером Тимошенко). Еще одним испытанием для нее станет приближение президентских выборов. Поэтому проведение непопулярных экономических реформ может затянуться.
Выпуск газеты №:
№212, (2007)Section
Экономика