Перейти к основному содержанию

Регулировать должен рынок

НКПЭКП не будет вмешиваться в отношения хозяйствующих субъектов: в Минэнергоугля представили новый законопроект
08 июля, 12:25
ВЛАДИМИР ДЕМЧИШИН / ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»

Движение Украины в Европу, несмотря на войну на востоке, продолжается. Об этом, в частности, может свидетельствовать презентация рабочего проекта закона о рынке электроэнергии, проведенная в Минэнергоугля в конце минувшей недели при участии народных депутатов и общественности. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин прогнозирует, что законопроект уже в сентябре-октябре будет представлен для обсуждения в Верховную Раду.

«Я потрясен результатами, достигнутыми Украиной в реформировании энергетического сектора, — сказал, выступая на презентации, глава секретариата европейского Энергетического сообщества Янез Копач. — Сейчас пришло время, чтобы Украина воспользовалась всеми ценностями и устоявшимися концепциями Европейского сообщества в энергетическом секторе и воплотила их в жизнь».

В тексте законопроекта отражены положения третьего энергопакета Энергетического сообщества, и глава секретариата ЭС подчеркивает, что авторы законопроекта «уже очень близко подошли к окончательному этапу готовности». Что касается разработки 33 подзаконных актов, упомянутых в проекте, то, по словам Копача, «мы (рабочая группа), уже начали их подготовку и при помощи правительства Великобритании, которое спонсирует эту работу, документы будут готовы в течение года после этой презентации».

«Беда нашего энергетического рынка, — отметил, рассказывая о законопроекте, заместитель главы Минэнергоугля Александр Светелик, — это все еще остающиеся льготы, огромный объем дотационных сертификатов и перекрестного субсидирования как между регионами, так и между группами потребителей. И это, конечно, накопившиеся в огромном количестве долги». «Без решения этих вопросов, этих опухолей любая структура рынка может себя дискредитировать уже через месяц-два работы, — продолжает замминистра, — поэтому самый главный этап имплементации предлагаемого закона — уйти от этих проблем. Все возможные законные методы должны быть использованы. В новой структуре рынка такого не должно быть».

«Основа наша, — переходит Светелик к структуре документа, — это двусторонние договоры, а также рынок на сутки вперед, внутренний суточный рынок, который обеспечивает оператор рынка, балансирующий рынок, где работает оператор системы передачи электроэнергии. Оператор системы передачи — это, собственно, сегодняшний системный оператор. Он выполняет функции диспетчера. Предусмотрены еще оператор рынка дополнительных услуг, администратор расчетов и администратор коммерческого учета».

Двухсторонние договоры купли-продажи электроэнергии формируют систему отношений участников рынка — передающих и распределительных предприятий. Субъекты рынка двухсторонних договоров — это производитель, поставщик, распределительное предприятие, оператор системы, конечный покупатель электроэнергии и трейдер. «По всем нашим прогнозам, двухсторонними договорами будет покрываться основной объем купли-продажи электроэнергии», — уверен Светелик. Причем регулятор, по словам замминистра, не будет иметь права вмешиваться в ценообразование и другие взаимоотношения сторон таких договоров.

Рассказывая о правах и обязанностях участников рынка, Светелик отмечает, что конечный покупатель (за исключением потребителя) будет иметь возможность не только продавать, но и перепродавать электроэнергию. Поставщики получат право заключать прямые двухсторонние договоры с производителями также и с фиксацией цены на электроэнергию на длительное время, то есть долгосрочные договоры. «И это большое преимущество таких договоров, — подчеркивает специалист, — поскольку можно будет прогнозировать доходы предприятия, делать финансовый план более понятным и реальным на длительный период».

Трейдеры, по словам Светелика, будут заниматься исключительно покупкой и перепродажей электроэнергии. Но не могут продавать электроэнергию конечному потребителю. В рынке на сутки вперед субъектами являются производители электроэнергии, поставщики и гарантированный покупатель по зеленому тарифу, распределительное предприятие, оператор системы передачи, оператор рынка на сутки вперед и тот же трейдер.

«Рынок на сутки вперед работает по принципу биржи, — объясняет Светелик, — оператор рынка тут работает в режиме биржи». Этот рынок, а также внутрисуточный рынок дают ценовые сигналы участникам рынка, в том числе рынку двухсторонних договоров, покрывает краткосрочные потребности, обеспечивает альтернативный доступ на рынок для тех, кто не заключил двухсторонние контракты, временно покрывает производство генерации, которая выходит из работы, и нужно ее нужно заместить на этом рынке. Он позволяет повысить эффективность графика производства, исключает, в том числе и финансовые риски для контрагентов, уменьшает небаланс на рынке.

Субъекты балансирующего рынка — это производители электроэнергии, гарантированные покупатели электроэнергии по зеленому тарифу, операторы системы передачи, администратор расчетов и потребители, но при условии, что они получили статус участника рынка и стали стороной, ответственной за баланс электроэнергии.

На балансирующем рынке оператор системы передачи планирует работу Объединенной энергосистемы Украины на следующие сутки. Он балансирует покупку и продажу электроэнергии с целью урегулирования небаланса электроэнергии сторон, отвечающих за баланс. «Такой рынок — это практически система расчетов по факту потребления электроэнергии, — комментирует замминистра, — ею закрывается практически весь небаланс».

«Последний сегмент рынка — рынок вспомогательных услуг, — рассказывает один из авторов законопроекта, — Здесь оператор системы передачи покупает вспомогательные услуги для обеспечения устойчивой и надежной работы энергетической системы Украины. Участники этого рынка: оператор системы передачи, а поставщики вспомогательных услуг: производители, поставщики и потребители. «Этот рынок, он описан и в ныне действующем законе и очень нам нужен по многим параметрам, мы просто ждем в энергосистеме. Многие организации должны переквалифицироваться на эту форму работы».

Светелик также рассказывает, как будет происходить трансформация монополистов, работающих сегодня на рынке электроэнергии. Одна из задач, основывающихся на третьем энергопакете, по его словам, состоит в том, чтобы разделить виды деятельности, которыми они занимаются. Например, облэнерго сегодня выполняет функции сетевой компании и поставщика по регулируемому тарифу. Теперь, согласно законопроекту, это будут два отдельных предприятия. Электрораспределительная компания и электропоставщик. «Мы, собственно, готовили отдельный проект закона, — признается Светелик, — но потом решили сделать один документ — Библию, — который нельзя нарушать».

Нерешенным в проекте закона остался вопрос зеленого тарифа, отмечает Светелик. «Мы предлагаем вариант, в котором берем 50% европейского подхода и столько же нашего. То есть, это позволяет половину зеленого тарифа пустить по линии структуры выработки атомной генерации, а другую — передать поставщикам электроэнергии, чтобы распределить нагрузку и на потребителей, и на базовую генерацию».

«На каком-то этапе мы задумались, как новый закон будет влиять на рынок, — вспоминает Демчишин. — В первую очередь его цель — это конкуренция. В рамках разделения функций между поставщиками и передающими компаниями добавить конкуренции должна дистрибуция и в теории повлиять или на снижение конечного тарифа, или на улучшение качества услуги. Я надеюсь, что дополнительная конкуренция на этом рынке в рамках генерации приведет к обновлению производственных мощностей, которые станут более эффективными, позволит предприятиям профинансировать оборотный капитал, иметь средства на закупку топлива. Рынок должен регулировать все эти вопросы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать