Рента решает все...
Параллельно с газовыми переговорами в правительстве снова решили сделать Украину энергонезависимой. А знают как?
Вчера в Вене прошел очередной раунд украинско-российских переговоров по газу. На момент сдачи номера, их результаты еще не были известны. Впрочем, накануне НАК «Нафтогаз Украины» обратилась к агрессору с просьбой о скидке. И глава российского правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о размере экспортной пошлины при поставках газа в Украину. В понедельник он сообщил, что Россия в ответ на обращение «Нафтогаза» готова предоставить скидку на поставки газа в размере около $40 за тысячу кубометров с тем, чтобы цена осталась на уровне второго квартала — $247,17 за тысячу кубометров. Скидка предоставляется за счет снижения экспортной пошлины. Ранее Медведев информировал, что «было принято решение подписать постановление правительства, которое временно, на один квартал, установит особый порядок расчета вывозной пошлины при поставках газа на Украину». Однако при этом он добавил: «Мы не можем предоставлять скидку в прежнем объеме».
Он объяснил это связано «не только с ситуацией на Украине, но и изменением ценовой конъюнктуры», тем, что цены на нефть, от которых зависит цена на газ, «сильно просели». Не указав, какой может быть эта скидка, российский премьер отметил, что с учетом всех факторов конечная цена газа для Украины за тысячу кубометров в третьем квартале составит около $247,17. «Это с учетом скидки. Таким образом, цена на газ для Украины будет сопоставима с уровнем цен для соседних стран, — сказал Медведев и добавил: — Будет конкурентоспособной и справедливой». В понедельник «Газпром» направил в НАК «Нафтогаз Украины» предложение о заключении сделки о подписании дополнения к действующему контракту купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах. В нем сохранены условия и порядок поставок, действовавшие во втором квартале. Скидка по таможенной пошлине составит примерно $40 на тысячу кубометров.
Такая ненавязчивая уступчивость, может вызывать вопросы. Возможно, российская сторона демонстрирует ее в надежде избежать обсуждения и решений по проблеме стоимости транзита российского газа по территории Украины. Как известно, Украина предлагает поднять соответствующий тариф с 2,8 до 5 долларов на 100 километров. Но этому может быть и другое, неофициальное, объяснение: секретное пока что соглашение между президентами двух стран, предусматривающее существенные территориальные уступки со стороны Украины в обмен на мир на Донбассе... Что тут правда, а что вымысел, мы, возможно, узнаем уже в ближайшее время.
Премьер-министр Арсений Яценюк в тот же день также думал о газе и поставил стране ряд задач: «Через десять лет Украина должна полностью, на 100%, обеспечивать собственные потребности в природном газе (за счет) нашего украинского газа», — сказал он в эфире одного из телеканалов и конкретизировал: для этого необходимо увеличивать объемы добычи и «прийти к рыночным ценам». Таким образом, по словам премьера, Украина станет энергетически независимой страной, но для этого еще нужно снизить объемы потребления энергоресурсов и сделать экономику страны энергоэффективной и конкурентоспособной.
Все это, безусловно, правильные цели и естественно вытекающие из них задачи. И срок, в отличие от того, который ставил министр энергетики Владимир Демчишин (отказ как от российского, так и от европейского газа за три года «потому что бурить достаточно просто») также выглядит более реальным. Хотя и к премьеру есть вопросы. Если ставить такие правильные, но, в принципе, более чем очевидные задачи, не следует ли сначала задуматься о том, почему газодобыча в стране сегодня падает. И что, а также кому нужно в первую очередь сделать, чтобы она (добыча) начала расти? Об этом «День» спросил у экспертов.
Михаил ГОНЧАР, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ»:
— Первое, что нужно сделать правительству, — отказаться от грабительской (укр: здирницької) политики относительно добывающей отрасли и перейти к стимулирующей. Я надеюсь, что в Верховной раде рассмотрят законопроект о пересмотре ставок рентной платы на добычу газа. Это важный, однако недостаточный шаг. Когда речь идет о том, чтобы через десять лет отказаться от импорта вообще, то нужно сократить потребление, нарастить добычу газа и частично заместить его биомассой. Именно это и может быть формулой успеха.
Сергей ЕРМИЛОВ, экс-министр энергетики Украины:
— Если ставить такие цели, то правительству нужно уйти в отставку. Потому что Яценюк и его команда на самом деле против того, чтобы в Украине было много газа, и чтобы она была энергонезависима. А прийти должны люди, способные внедрить принципы свободной торговли природным газом, справедливую систему налогообложения, которая будет стимулировать добычу, а не препятствовать ей. Думаю, что в этом году мы потеряем 30% собственной добычи газа. Налоги на стратегические ресурсы, обеспечивающие энергетическую безопасность, должны быть стимулирующими, а не ограничивающими. Рента в 50 или 70% — это уничтожение внутреннего рынка. В соседних странах такой ренты нет. Поэтому мы у них покупаем газ. И это касается не только газа, а и всех товаров, производящихся в Украине, включая сельхозпродукцию. А у нас уже убили сельхозпереработку. Соответствующие предприятия предпочитают сегодня не работать. А куда крестьянам сбывать продукцию?
Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
— Если рассуждать на бытовом уровне, то возможен и такой ответ: для этого уже все сделано — промышленность лежит. И действительно, отказаться от импорта газа можно путем сокращения его потребления, продвигая энергоэффективность, энергосбережение, высокие технологии и модернизацию оборудования на всех уровнях и во всех отраслях. Резерв экономии в результате технологического совершенствования тепловой энергетики составляет примерно 10 миллиардов кубометров. И при его использовании даже удержание сегодняшнего уровня добычи позволяет обеспечить газом население и коммунальный сектор. А если, к тому же, параллельно обеспечить рост инвестиций в собственную добычу — это прекрасно. Но рост внутренней добычи газа очень сильно связан с рентой на добычу полезных ископаемых. Вспомним, что сланцевая революция в США готовилась 20 лет путем предоставления добытчикам газа максимальных налоговых льгот. Так что и у нас налоговая нагрузка должна быть посильной, а самое главное, о чем не устают говорить все иностранные инвесторы, нужно прекратить менять правила игры. Нужна гарантия неизменности законодательства хотя бы на пять, а желательно — на 10 лет. Пока же у нас все наоборот. Та же рента с добычи газа и зеленый тариф показали, как у нас могут держать, а вернее забирать свое слово.
Выпуск газеты №:
№113, (2015)Section
Экономика