Перейти к основному содержанию

Решающая инвестиция

Егор СТАДНЫЙ — о том, на что следует сделать ставку абитуриентам при выборе будущего вуза и специальности
04 июля, 19:46
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Аналитический центр CEDOS совместно с Министерством образования и науки разработали для поступающих в вузы своеобразный алгоритм выбора достойного заведения и специальностей, которые в будущем принесут удовлетворение, развитие и перспективы, а не расходы и разочарования. Команда центра не первый год исследует разнообразные аспекты получения украинцами высшего образования, поэтому советчик основывается на проверенных статистических данных и практическом опыте нескольких волн абитуриентов. В первые дни вступительной кампании мы поговорили с директором CEDOS Егором СТАДНЫМ о том, к чему выпускникам школ и их родителям следует присматриваться внимательнее при выборе вуза, почему не стоит доверять громким названиям, «победным» рейтингам и льстивым консультантам.

«ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО ДАТЬ ЧЕЛОВЕКУ ХОРОШИЕ ДИВИДЕНДЫ»

— Егор, расскажите, почему ваш центр так много времени и внимания посвящает исследованиям именно образовательной сферы?

— Действительно, CEDOS занимается этой темой  давно, уже 7 или 8 лет. Делаем мы это потому, что образование является откровенно недооцененной сферой в Украине. Люди чаще говорят социологам, что их тревожит война, экономическая ситуация, беспорядки в правоохранительной системе, чем качество образования. К сожалению, немногие понимают, что корень всех этих неурядиц кроется именно в системе образования, во всех ее звеньях — дошкольное, среднее,  высшее, профессиональное и так далее. Невысокий уровень образования, незнание своих прав и возможностей порождает бедность, коррупцию, искажает правоохранительные органы и суды. Состояние нашего здоровья — это и вопрос грамотности каждого из нас, понимание потребностей собственного тела, и вопрос качественной подготовки врачей. Низкая производительность труда, намного ниже, чем в Западной Европе, также тянется из образовательной системы.

— Подборка советов для поступающих  была логическим переходом от статистики и исследований к влиянию на практике?

— Мы проводили много опросов среди студентов, были и национальные, и репрезентативные для отдельных университетов. Изучаем их мотивацию, почему они выбирают то или другое заведение, в частности и зарубежные, чего ожидают от образования и какие перспективы имеют в действительности. В то же время уже не первый год мы проводим в разных городах тренинги для старшеклассников и их родителей, которые имеют большое влияние на этот важный выбор. Во время восьмичасового тренинга они учатся правильно избирать университет и специальность.

Казалось бы, это не те тренинги, куда люди будут бежать сломя голову, есть множество более привлекательных вариантов. Украинцы часто подходят к переломному решению в жизни неподготовлено и легкомысленно. Немногие осознают, что от качества этого выбора в будущем зависит благосостояние, стабильность, моральное и физическое здоровье.

Впрочем, запрос все же был, наши тренинги посетило около 700 лиц. Мы тоже накопили определенный багаж знаний, плюс получили от участников обратную связь. После офлайн-обкатки материала решили его систематизировать и распространить. Сделали из него онлайн-чеклист, люди могут зайти на сайт и быстро проверить, достаточно ли они проинформированы, взвешенно ли делают свой выбор.

—  Этот проект поддержало МОН. Что еще, по вашему мнению, должно делать государство, чтобы помочь выпускникам школ выбрать соответствующий их желаниям и способностям профессиональный путь?

—  Ежегодно из бюджета на учебу первокурсников бакалаврата и магистратуры выделяется около 5 миллиардов гривен. Государство должно быть заинтересовано в эффективном использовании этих средств. Ведь от удачного выбора, который принесет абитуриенту в будущем личное благосостояние, вырастет и общий уровень жизни. Человеческий капитал повысит свое качество, а значит, выше станет производительность, будет расти экономика, лучше будут работать разнообразные сервисы.

Шаги наподобие нашего советчика — это первые попытки наладить систему, которая нуждается во многих составляющих для успешного функционирования. Нужно, например, обеспечить консультантов для школьников и их родителей, выделить отдельное время для их общения. Возможно, не в каждой школе, а несколько специалистов на город или объединенное территориальное общество.

Такие советники будут интерпретировать определенные вещи, для тех, кто не углублен в образовательную сферу. Но им нужно предоставлять информацию о перспективах на рынке труда для разных профессий. Часто в городе или регионе несколько вузов предлагают одинаковые или очень похожие специальности, и непонятно, на что можно рассчитывать после выпуска. Мониторинг трудоустройства выпускников, запущенный на государственном уровне, помогал бы оценить перспективы. Конечно, информацию о зарплатах получить сложно, но интересно увидеть, используют ли люди на своих должностях знание и навыки, добытые в университетах. Если большинство выпускников определенного университета работают на позициях или в сферах, где не нужно применять квалификацию высшего образования, это значит, что университет работает не на свою нишу рынка труда. Для родителей и школьников это сигнал, что к такому вузу и специальности нужно относиться осторожнее, не расточать на это время.

Я также надеюсь, что наплыв и спрос на высшее образование кое-что спадет. Думаю, до 2030 года мы придем к ситуации, когда выпускники новой трехлетней профильной старшей школы будут более зрелыми и самодостаточными, и некоторые из них с полученными знаниями и навыками уже после выпуска из школы смогут начинать свой путь на рынке труда.

Недавно один из возможных кандидатов на пост президента США от Демократической партии сказал, что в Америке нужно делать более доступным высшее образование, но в то же время постараться сделать более доступным и жизнь без высшего образования. У нас в Украине совсем другие стереотипы, большинство хочет иметь диплом. Но есть профессиональное образование, некоторыми профессиями можно овладеть только на профильных курсах. Консультанты также должны были бы объяснять школьникам, что жизнь без университетского образования может быть не менее успешной.

Вообще, к получению высшего образования нужно относиться как к серьезной инвестиции — и временной, и денежной. Нужно помнить, что даже «бюджетники» имеют сопутствующие расходы на проживание и питание. Немногие задумываются, что чаще всего студент не работает. Подработки далеко не у всех, появляются преимущественно на старших курсах и чаще всего не на полную занятость. То есть, за это время человек не получает зарплату, накапливается гипотетический минус. Поэтому главный вопрос: получили ли мы хорошее высшее образование, которое обеспечит выгодные стартовые позиции и очень быстро позволит нам покрыть этот «долг» перед собой?

Подобное представление о высшем образовании господствует в США, но там финансовый минус не мним, а настоящий. Студенты берут кредиты на учебу и по окончании университета годами отдают долги, иногда это шестизначные суммы. Поэтому они более рассудительно, чем их украинские однолетки, подходят к этому выбору.

Я не говорю, что нам нужно иметь платное образование, Украина к этому не готова. Но такой подход к выбору вуза мне импонирует, он помогает расставить приоритеты. Университет — это не просто хорошо проведенное время и полезные знакомства. Образование — это инвестиция, которая должна дать человеку хорошие дивиденды.

«ПОСТУПАЮЩЕМУ СТОИТ САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВИТЬ РЕЙТИНГ ПОД СВОИ ПОТРЕБНОСТИ»

—   А на основе какой информации юным «вкладчикам» и их родителям следует делать инвестиции? Можно ли доверять разнообразным рейтингам вузов, которые часто выныривают в публичном пространстве?

—   К сожалению, в Украине нет качественных рейтингов вузов. Все то, что звучит, имеет непрозрачную методологию или основано на перекрученной информации. Есть общепризнанные международные критерии (прозрачность, достоверность и тому подобное) составления таких рейтингов, и они им не отвечают. К тому же, подобные перечни дают очень общую оценку и не охватывают важных для качественного образования и студенческой жизни показателей. Поступающему стоит самостоятельно составить рейтинг под свои потребности и приоритеты. Наш советчик — своеобразная инструкция к такой ранжировке.

Обращайте внимание на проходные баллы предыдущих поступающих и рейтинг потенциальных одногруппников. Еще со школы следует придерживаться важного правила: лучше быть слабее в более сильной группе, чем сильным среди слабых. Потому что после окончания университета ваши знания будут равняться среднему уровню группы.

Если студентам действительно позволяют избирать выборочные дисциплины, то они смогут формировать индивидуальную учебную траекторию под понимание потребностей рынка или собственные интересы. Быстрые изменения трудно предусмотреть, потому что обязательные предметы закладываются заранее на 4 года. Возможность выбирать предметы позволяет вносить коррективы в свой план развития, как можно более выгодно распоряжаться этой инвестицией в себя.

Нужно интересоваться, настоящая или бутафорская практика в вузе. В Германии, например, студенты не месяц-два, как у нас, а нон-стоп стажируются в разных компаниях. Работодатели видят, что потенциальный работник не просто пришел прямо со студенческой скамьи, а уже поработал в нескольких фирмах, имеет необходимые навыки и знакомства, дисциплинированный, умеет работать в команде. Все это трудно воспитать в аудиториях на теоретических курсах.

Поэтому абитуриентам стоит обращаться к старшекурсникам специальности, которую они хотят избрать, расспрашивать, ограничивается ли практика формальным отчетом, ходят ли студенты на настоящие предприятия и общаются с профессионалами в сфере.

Кроме того, ни один рейтинг университетов не измеряет и качество преподавателей. Нужно спрашивать у старшекурсников, есть ли преподаватели, которые привлекают их к исследованиям, которые рекомендуют их работодателям. Еще один хороший индикатор — когда у преподавателя даже в конце семестра аудитория заполнена студентами, которые по собственному желанию там, а не по принуждению.

  Наверное, с вузом определиться проще, в частности через территориальный фактор и рекомендации знакомых. А как минимизировать вероятность ошибки при выборе специальности?

—   Многие думают, что лучше выбирать узкую специальность, но это в действительности ловушка. В 17 лет люди редко на 100% уверенно видят себя в каком-то узком профессиональном направлении. Конечно, есть те, кто знают, что хотят быть врачами, атомщиками, пилотами и тому подобное. Но дезориентированным поступающим без понимания, какая специальность лучшая и более перспективная, следует избирать более широкие специальности, чтобы на бакалаврате сформировать фундамент, а уже на магистратуре сузить специализацию.

Например, я бы советовал избирать на бакалаврате не «международное право», а «правоведение». Право же имеет множество тематических ответвлений, а так человек в 17 лет выбирает узенькую тропинку, отсекая себя от всего того многообразия, которое он даже не попробовал. Также есть суперузкая специальность «публичное администрирование». Это больше подходит для последипломного образования, но ежегодно тысячи выпускников школ идут на эту специальность, и у меня вопрос: чего они ожидают? Это же достаточно амбициозное дело, можно ли действительно хотеть быть госслужащим в 17 лет?

Следующий шаг — углубиться в учебные планы, которые в последнее время все чаще обнародованы на сайтах вузов. Названия мало о чем говорят, поэтому нужно вдумчиво читать программы предметов и курсов. Это поможет понять, чем специальности отличаются между собой и в какого вуза лучшее предложение.

И еще один совет: если вы получили на ВНО низкие баллы по математике или физике, не поступайте на инженерные специальности. Вы попадете в слабые группы, будете вынуждены догонять школьную программу на «нулевых» курсах, и потому не успеете овладеть всей университетской программой за отведенные годы. Лучше подождите еще один год и пересдайте необходимое ВНО (все ВНО не необходимы, ведь сертификаты действуют 3 года). Не бойтесь стереотипов, вы никуда не денетесь, в армию тоже забирают только с 20    лет. За это время вы подготовитесь и улучшите свои стартовые позиции, расширите спектр возможностей, а значит, потом извлечете больше выгоды от образования.

   В последнее время все больше украинских семей заинтересованно посматривают в сторону иностранных вузов. Это еще более дорогое удовольствие, чем учеба ребенка в украинском вузе, поэтому и ответственность перед собой за такую инвестицию растет. Что порекомендуете тем, кто осмелился на получение зарубежного высшего образования?

—   Стоит поступать в университет только тогда, когда действительно нужно лучшее высшее образование. Если вам просто хочется пожить за пределами Украины, можно поехать на языковые курсы, обмены, волонтерские проекты или даже сезонную работу, а не тратить время и деньги на некачественное образование, которое не принесет вам успеха ни в Украине, ни в других государствах.

Те, кто все же выбирают этот путь, должны быть готовы долго разбираться с документами. Лучше делать это самостоятельно, а не через фирмы-посредники, ведь ребенку потом все равно придется справляться самому в новой стране, самостоятельно разбираться с многочисленными бытовыми вопросами и формальностями в университете. Отказаться от услуг посредников следует еще и потому, что они часто работают лишь с конкретными университетами и будут предлагать только их услуги, а не то, что действительно вам нужно. В хорошие университеты абитуриенты приходят сами, туда стоят большие очереди. Я не говорю, что они вовсе не рекламируются, но услуги вот таких рекрутинговых контор им реже нужны, это для худших университетов.

Золотой ключик к успеху — знание языка. Его нужно выучить до поступления, и на очень высоком уровне. Кое-кому кажется, что польский или словацкий, например, очень похожие на украинский, поэтому все будет легко. Этой схожести может хватить для коротких разговоров в магазине или на вокзале, но не для понимания учебного материала на лекциях и выполнения письменных и практических работ.

К величайшему сожалению, в польские и словацкие университеты можно поступить без реального знания языка. Вам обеспечат комфортные условия, чтобы вы только платили деньги. Вы просто расточаете время, потому что учеба идет, а вы не знаете языка и не можете полностью усвоить материал. Немало выпускников польских университетов сознавалось нам, что у них недостаточный уровень владения польским языком. Украинцев в Польше много, они живут компактно, они консервируются в своей языковой и культурной среде. Есть такие университеты, которые даже создают украиноязычные учебные группы. Какие же здесь дивиденды от такого образования? Свободное владение иностранным языком — это одно из главных преимуществ от учебы за рубежом, а ним часто пренебрегают.

Нужно дать себе много времени на вдумчивый выбор, изучение и анализ больших объемов информации. Лучше ориентироваться на те учебные заведения, которые выбирает местная молодежь. У них всегда больше возможностей, чтобы выучить рынок образования, узнать об особенностях учебной программы и перспективах каждой специальности. Их выбор чаще является обдуманным и потому, что после школы они берут паузу на размышления и дополнительный опыт.

Во многих европейских странах также есть информационные ресурсы со статистикой трудоустройства, разнообразные государственные сайты, которые показывают спрос на специальности, запросы рынка и тому подобное. Важно также понимать, что за рубежом платное обучение может быть хуже, чем бесплатное или стипендиальное. Все дело в конкуренции: поступление за деньги очень часто простенькое, отбора почти нет. На бесплатную учебу наоборот — часто высокие конкурсы, много желающих, среди поступающих с высокими баллами отбираются более сильные. Опять работает правило, о котором мы говорили раньше: лучше учиться с более сильными.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать