Ресурс, которого в прошлом году не было
Министр: «Цена пенсионной реформы, над которой правительство будет работать в 2017 году, — 50 миллиардов гривен»
В канун нового года Национальная скаутская организация Украины «Пласт» поздравила украинское правительство, передав ему Вифлеемский огонь. Пластуны убеждали министров в том, что «добро творить хорошо, добро творить правильно, потому что в настоящий момент наше общество находится в такой зоне турбулентности, когда очень трудно поверить в то, что перемены происходят, что эти изменения необратимы».
Отвечая на обращение пластунов, премьер-министр Украины Владимир Гройсман, в частности, сказал: «Я думаю, что именно этого нам и не хватает: понимания, добра, тепла, нормального человеческого отношения друг к другу. Действительно, правильно было сказано, что мы переживаем времена очень сложные. Но в конце концов от нас зависит, насколько мужественно мы можем их пережить, эти времена, какие результаты мы можем получить. И я бы очень хотел, чтобы мы не просто прошли турбулентность, а чтобы мы начали выходить на надлежащий уровень жизни каждого украинского гражданина».
Эти слова главы правительства едва ли не в первую очередь касались министра социальной политики Андрея Ревы, который по должности должен быть генератором соответствующих идей. Послушаем, что обещает сделать министерство в этом году в своей сфере. По его словам, в разделе социальной политики Среднесрочного плана правительства до 2020 года говорится о четырех приоритетных направлениях: реформирование системы оплаты труда — усиление социальной защиты работающих граждан, внедрение эффективного адресного оказания государственной помощи, реформе пенсионного обеспечения, децентрализации системы услуг и ее развитии на уровне территориальных общин.
В 2017 году будет создана система социальной защиты, направленная на повышение социальных стандартов и гарантий роста доходов населения, докладывает министр и добавляет: «Мы считаем это стратегическим направлением деятельности нашего правительства».
По его словам, в этом направлении будут осуществляться также мероприятия содействия производительной занятости — привлечению граждан к рынку труда и модернизации услуг государственной службы занятости. Будут внедряться механизмы легализации занятости и заработной платы, которая обеспечит рост доходов фондов социального страхования. Министр особенно подчеркивает задачу создания системы справедливого государственного страхования и контроля за правильностью назначения социальных выплат.
Андрей РЕВА: Я надеялся, что удастся провести пенсионную реформу, которая является для нас ключевым вопросом, — ответил министр. — В стране 12,5 миллиона пенсионеров, из которых только 8 миллионов получают пенсию, которая равна прожиточному минимуму». И это не потому, что люди не заработали пенсию а потому, что им с 2012 года ее не осовременивали, причем и тогда использовали для этого показатель средней зарплаты в отрасли за 2008 год. Например, у того, кто ушел на пенсию в 2016 году, пенсия при таких же зарплате и стаже может быть вдвое выше, чем у того, кто вышел на пенсию в 2010 году. И потому центральный элемент пенсионной реформы — это осовременивание, чтобы разрыв этот был ликвидирован
Рева отмечает, что с января 2017 года, после принятия государственного бюджета и соответствующих законов фактический прожиточный минимум в Украине впервые в нашей истории равняется минимальной заработной плате — 3200 гривен.
При этом он опровергает обвинение в уравниловке, к которой якобы должно было привести повышение также и первого тарифного разряда до 3200 гривен. Участковый врач-терапевт (13-й тарифный разряд) в январе 2016 года получал 3437 гривен, а с января 2017-го будет зарабатывать 4943 гривни. Фельдшер высшей категории в январе 2016 года получал 2755 гривен, а отныне его оплата будет составлять 3960. А работникам образования кроме того еще и повысили на две позиции тарифные разряды. Зарплата учителя высшей категории, который имел 12-й разряд, а получил 14-й, растет с 3210 до 5266 гривен. Учитель без категории, который только начал работать (8-й разряд), получает 10-й разряд и вместо 2480 гривен — 3960 гривен.
У лиц, которые утратили работоспособность, прожиточный минимум вырастет на 10%, тогда как инфляция, как предусматривает бюджет 2017 года, — на 8%. Минимальная пенсия в 2017 году будет повышена на 126 гривен от 1247 гривен до 1373. Максимальный уровень помощи одиноким матерям для детей в возрасте до 6 лет до конца 2017 года будет увеличен на 137 гривен, от 6 до 18 лет на 171 гривню. Государственная социальная помощь инвалидам с детства первой группы и надбавка на досмотр вырастут на 259 гривен, второй группы — на 126 гривен.
Очень важной проблемой Рева называет помощь шахтерам за потерянное здоровье (так называемый регресс). Для них предусмотрено размораживание страховых выплат. До сих пор они получали не индексированную ни разу помощь. В стране более 220 тысяч пострадавших на производстве. Из них 68 тысяч получали выплаты, рассчитанные из заработка меньше минимальной зарплаты в 1600 гривен. С 1 января им будет сделан пересчет, исходя из нового размера минимальной зарплаты, установленного на 1 декабря 2016 года, — 1600 гривен. Выплаты увеличатся с 162 до 440 гривен. А с 1 марта 2017 года возобновляется пересчет для всех 220 тысяч потерпевших на производстве.
Министр убежден, что повышение минимальной зарплаты и социальных выплат не отразится на инфляции. Ссылаясь на данные Нацбанка, он допускает, что из-за этих мер правительства она может вырасти максимум на 1%. В то время как эффект от повышения «минималки» должен быть значительным. А чтобы бизнес не отреагировал на ее повышение переходом в тень, по словам Ревы, в бюджет заложили «цифры наихудшего развития событий» и предусмотрели возможность контроля за теневой занятостью для местных органов власти.
Министр констатирует: чтобы обновить покупательную способность той зарплаты, которая была в январе 2014 года, «минималка» в Украине должна составлять 2400 гривен. «То есть мы фактически уже превысили этот показатель и начинаем двигаться в направлении увеличения доходов наших людей», — убеждает он.
Говоря о субсидиях на жилищно-коммунальные услуги, которые получают граждане с недостаточными доходами, Рева назвал их временной мерой, необходимой в условиях повышения тарифов. «Общественность абсолютно справедливо говорила нам: пусть люди лучше сами заплатят, чем будут ходить за субсидиями, — напоминает он и добавляет: — Это абсолютно правильная логика, но она нуждалась во времени. Но если мы хотим, чтобы люди были самодостаточными, мы должны поднимать их доходы. И тогда в будущем они будут сами платить». «В этот отопительный сезон, — продолжает Рева, — субсидии не будут пересматриваться (в сторону уменьшения) в соответствии с ростом размера минимальной зарплаты, и люди смогут тратить деньги так, как считают нужным. А по окончании отопительного сезона будет сделан автоматический пересчет на следующий период. Конечно, в порядок расчета будут внесенные изменения».
«День» спросил у Ревы: что еще планировалось сделать в 2016 году, но не удалось. «Я надеялся, что удастся провести пенсионную реформу, которая является для нас ключевым вопросом, — ответил министр. — В стране 12,5 миллиона пенсионеров, из которых только 8 миллионов получают пенсию, которая равна прожиточному минимуму».
«И это не потому, что люди не заработали пенсию, — объясняет министр, — а потому, что им с 2012 года ее не осовременивали, причем и тогда использовали для этого показатель средней зарплаты в отрасли за 2008 год. Например, у того, кто ушел на пенсию в 2016 году, пенсия при таких же зарплате и стаже может быть вдвое выше, чем у того, кто вышел на пенсию в 2010 году. И потому центральный элемент пенсионной реформы — это осовременивание, чтобы разрыв этот был ликвидирован».
«Но для этого нужен ресурс в 50 миллиардов гривен. Его можно добыть только повышением заработных плат, — убежден Рева. — Вот почему это стало для нас стратегической целью. Следовательно, мы надеемся, что размеры зарплат как в бюджетной, так и в небюджетной сфере и в дальнейшем будут быстро расти. И мы получим этот ресурс, параллельно проводя глобальную многоуровневую пенсионную реформу. Ее мы планируем на 2017 год как главную задачу. В 2016 году мы этого не сделали не потому, что не хотели, а потому, что у нас просто не было ресурса».
Выпуск газеты №:
№1, (2017)Section
Экономика