Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Россия теряет – Украина находит

Реализация новой энергостратегии обеспечит нашему государству конкурентоспособность на мировом рынке
02 декабря, 12:11

Несмотря на войну в Украине, иностранные инвесторы уже строят планы, которые вполне созвучны с разрабатываемой в нашей стране новой Энергетической стратегией до 2035 года. В частности, агрохолдинг с активами в Украине KSG Agro (Люксембург) заявил в прошлую пятницу о намерении выделить в отдельный бизнес свое биоэнергетическое направление со следующим выведением его на IPO. Уже летом 2015 года компания планирует ввести в эксплуатацию завод топливных пеллет мощностью 60 тысяч тонн в год с последующим ростом производства до 90 тысяч тонн. Общая стоимость этого проекта составляет 8 миллионов евро. А в 2017 году холдинг намерен начать строительство биогазового завода, который будет работать на отходах животноводства. Предприятие будет производить около 2,5 МВт электроэнергии и 4 МВт тепла.

В тот же день в Национальном институте стратегических исследований состоялось заседание экспертной рабочей группы по актуализации Энергетической стратегии Украины. «Мы получаем топливно-энергетические ресурсы преимущественно из монопольных источников, — сказал на открытии собрания первый заместитель директора НИСИ Александр Власюк, — и это не делает перспективы в этой сфере радужными. Именно поэтому Энергетическая стратегия должна выступить инструментом государственной политики и четко определить задачу государства в сфере энергетики». По словам Власюка, в результате реализации стратегии топливно-энергетический комплекс Украины должен превратиться из проблемного сектора, который нуждается сегодня в постоянной государственной поддержке и высасывает бюджетные ресурсы, в самодостаточный и конкурентоспособный сектор экономики нашего государства.

Первый заместитель председателя Минтопливэнерго Игорь Диденко отметил: «Настоящее требует от нас новой стратегии, которая будет способна отреагировать на те вызовы, которые встали перед Украиной. Действующая обновленная энергостратегия Украины до 2030 года формировалась с позиций длительного и стратегического партнерства между Украиной и Российской федерацией». «К сожалению, — продолжает Диденко, — данная позиция была уничтожена вооруженной агрессией РФ и многими негативными новациями в энергетической сфере, которые сегодня усложняют деятельность топливно-энергетического комплекса нашего государства». Диденко рассказал, что разные ветви власти сегодня готовят представление в международные судебные инстанции для того, чтобы легитимным международным путем доказать всю нелепость позиций Российской Федерации. С другой стороны, Украина, присоединившись к Договору об основании Энергетического содружества и подписав Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, взяла на себя ряд обязательств, которые непосредственно будут влиять на функционирование нашего энергетического сектора. «Мы убеждены, — отмечает Диденко, — что новая стратегия должна быть направлена на гарантирование энергетической безопасности Украины, конкурентоспособности национальной экономики, устойчивого развития украинского общества в целом».

— Заведующий отделом энергетической, транспортно-коммуникационной, экологической и техногенной безопасности НИСИ Александр Суходоля говорит о целевых показателях, которые закладываются в новую энергостратегию. Речь идет о снижении в два раза энергоемкости ВВП, обеспечении соответствия мощностей генерации объемам и режимам потребления электроэнергии в Объединенной энергетической системе Украины, оптимизации структуры энергобаланса страны, где восстанавливаемой энергетике будут принадлежать 20%. До 2025 года Энергостратегия ставит задачу полномасштабного присоединения энергетического сектора Украины к европейскому энергетическому рынку со свободным движением энергоресурсов, инвестиций и технологий, что обеспечит опережающее обновление отраслей энергетики и рост уровня самой обеспеченности добываемыми энергоресурсами. До 2035 года доля государственных компаний (АЭС и гидроэнергетика) в общем объеме производства электроэнергии будет составлять 50%, маневренные мощности будут составлять 18% общей установленной мощности генерации, часть биржевой торговли энергоресурсами достигнет 70% от внутреннего потребления. Часть потерь в распределительных электросетях упадет до 8%, в теплосетях — до 10%. Удельные расходы на отопление зданий уменьшатся до 60 кВт/ч на квадратный метр за год.

Генеральный директор ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонид Униговский сосредоточился на диверсификации источников поставок природного газа и перспективах развития рынка газа в Украине. В краткосрочной перспективе (2015 год) эксперт считает вполне возможным расширение реверсных поставок газа из Словакии и максимальное использование реверсных возможностей Венгрии и Польши. Он называет тяжелым в реализации, но возможным перезаключение контрактов с «Газпромом» на рыночных условиях и условиях Третьего энергетического пакета. Ставится также задача относительно инфраструктурной, правовой и организационной подготовки к закупке газа на виртуальных торговых пунктах Австрии и Германии.

В среднесрочной перспективе (2015 — 2020 гг.), по мнению Униговского, будет возможным получение дополнительных объемов газа из европейских источников через Польшу. Будет происходить рост реверса (до 19 — 20 миллиардов кубометров в год) и минимизация экспорта из России до 5 — 10 миллиардов кубометров газа в год. Однако эксперт предупреждает об опасности эйфории по поводу реверса. По его словам, существует два режима транспортировки газа по реверсу. Это так называемая гарантированная мощность, когда оператор газотранспортной сети должен и обязан протранспортировать определенные заказанные объемы. Другой режим позволяет делать это по возможности. Недавние остановки транспортировки из Польши и Венгрии объясняются именно этим. Следовательно, отмечает, Униговский, необходимо упорно работать над тем, чтобы перейти на режим гарантированной мощности.

Основной среднесрочный проект Украины, говорит эксперт, это участие в новом газотранспортном коридоре Запад — Восток для стран Центральной и Восточной Европы. Его главная идея — получить дополнительные объемы природного газа на наиболее ликвидных в континентальной Европе северо-западных торговых хабах и иметь возможность протранспортировать его в Украину через интерконнекторы, которые уже существуют или которые еще нужно построить. Другой новый путь газа в Украину — через польский LNG-терминал в Свиноустье в западноукраинские подземные хранилища. Кроме новых интерконнекторов между Германией и Польшей (до 5 миллиардов кубометров в год) и существующего — между Чехией и Польшей, запланировано построить интерконнектор между Польшей и Украиной. «Мы считаем, что этот коридор, хотя предыдущее технико-экономическое обоснование рассчитывается на 8 миллиардов кубометров, — подчеркивает Униговский, — может обеспечить Украине до 15 миллиардов кубометров газа в год».

Возвращаясь к украинским подземным хранилищам, Униговский отмечает, что их можно использовать в качестве заключительного элемента упомянутого коридора. «Это очень важно не только для Украины, но и для европейских стран, — уверен Униговский, — поскольку в мае 2014 года, а затем в октябре была обнародована новая стратегия энергетической безопасности Европейского Союза. Согласно ей, планируется увеличить объем хранения газа в хранилищах от 27 до 55 миллиардов кубометров. Наш вклад в выполнение этого плана может составлять от 15 до 19 миллиардов кубометров».

Эксперт не оставил без внимания и ресурсную базу газовых поставок. Он настаивает на том, что Украина должна покупать спотовый газ именно на североевропейских хабах, где российского газа лишь 30% (в отличие от австрийского Баумгартена, где российский газ составляет 70%). Еще перспективнее для Украины покупать американский сжиженный газ. Колумбийский университет, по словам эксперта, сделал анализ экономической целесообразности его транспортировки в Европу. Экономия государств-импортеров на ежегодных расходах на природный газ при экспорте из США 93 миллиардов кубометров будет составлять приблизительно $21 миллиард. А если будет поставляться 186 миллиардов кубометров, то — $39 миллиардов. «Что теряют нынешние страны-экспортеры? — спрашивает Униговский и отвечает: — Россия в первом случае потеряет около $24 миллиардов, во втором — $33 миллиарда».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать