Рынки возвращаются...
Продуктовые — реально, электроники — виртуальноВ Украине прослеживается сокращение походов клиентов в магазины, особенно если это касается покупки дорогих товаров. «Люди стараются, как ни странно, больше тратить на рынках или в магазинах возле дома, при этом крупные магазины (супермаркеты и гипермаркеты) в некоторых случаях даже не досчитывают определенного количества клиентов», — рассказывает директор по маркетингу сети крупных супермаркетов Евгений Резуев.
Хорошо сегодня чувствуют себя лишь те торговые сети, которые успели сделать запасы по старым ценам. Но продуктовые магазины сюда не вписываются — это касается бытовой техники, электроники, мобильных телефонов и прочих «непортящихся» товаров. Но «запасливых» торговцев оказалось не так уж и много — на круглом столе, посвященном вопросам торговли через интернет, представитель только одной компании смог похвастаться, что может сегодня «играться» ценами.
Остальные же представители торговли скромно рассказывают, что их бизнес приносит такую же прибыль, как и до кризиса. И только самые храбрые, например, маркетолог одной торговой компании Вадим Дубровин, признаются, что дела у них далеко не очень хорошие. «На 20% уменьшилась средняя сумма чека, — сетует Дубровин. — А показатель продаж вообще упал в два раза».
Кстати, показательным примером может служить и официальный финансовый отчет столичного ЦУМа — по сравнению с предыдущим годом его прибыль уменьшилась в 2,2 раза.
Торговля через интернет, считают ее представители, держится куда лучше. «Продажа востребованной группы товаров через один интернет-магазин соизмерима с продажей этой же группы товаров через сеть обычных магазинов», — говорит заместитель руководителя отдела продаж крупной сети супермаркетов электроники Софья Березовская.
Поэтому эксперты даже склонны полагать, что кризис будет стимулировать продажи через всемирную паутину. И это не просто размышления экспертов — чтобы изучить ситуацию, они провели целое исследование. Оно показало, что по сравнению с предыдущим годом прирост пользователей всемирной паутиной в Украине составил 28%, а сегодня в стране насчитывается более семи миллионов постоянных «юзеров».
Позитивно скажется на количестве интернет-продаж и изменение аудитории — если еще недавно больше всего времени в паутине проводили «бедные» студенты, то сегодня их заменили руководители высшего звена — топ-менеджеры. Естественно, что они покупают больше, чаще и более дорогие товары.
Лучше всего через интернет продается техника и электроника, мобильные телефоны и аксессуары к ним, книги, диски, косметика. В последнее время эксперты отмечают некий застой в продажах фотоапаратуры, но оправдывают это тем, что сейчас не сезон на эти товары.
Рынок торговли через сеть пока немного притих, считает исполнительный директор компании, которая проводила исследование, Дмитрий Лысюк. Это, по мнению представителей электронной торговли, связано с межсезоньем и «отдыхом кошельков» от предновогодних покупок, а также с ухудшением общей экономической ситуации. Но бум, считают ритейлеры, все-таки произойдет, и количество тех, кто отоваривается через сеть, значительно возрастет.
Вместе с тем, 62% постоянных пользователей глобальной сети никогда ничего не покупали в интернет-магазинах. А вот каждый третий готов покупать — он заходит на сайты электронной торговли, но что-то его останавливает. В чем же проблема? Эксперты усилено ищут ответ на этот вопрос, поскольку склонны полагать, что ответ поможет им превратить эту категорию на покупателей. Некоторые причины уже удалось определить. Например, чаще всего не нравиться покупателям отсутствие товара в интернет-магазине, несоответствие заявленной и реальной цены, несвоевременный ответ на заказ, а также жалобы на службу доставки.
Отмечают ритейлеры еще одну тенденцию — люди сейчас начали взвешенно совершать покупки. Часто они заходят на разные интернет-магазины, чтобы сравнить цены. Даже богатые люди, которые часто покупают все книжные новинки, фильмы, музыку и прочее на сумму около 20 тысяч гривен в год, сегодня стали присматриваться и выбирать меньше.
Интересно, что самыми активными покупателями в интернете были и остаются киевляне — 61% из них постоянно или периодически отваривается с помощью сети. За ними следуют 48% жителей киевской области. А вот регионы не так готовы совершать покупки через интернет — количество таких заказов в 2—3 раза меньше.
Есть еще одна колоритная тенденция: не смотря на то, что наличка сегодня в дефиците, покупатели не спешат при покупке через интернет расплачиваться кредитками. Они, как и до кризиса, предпочитают платить наличными при доставке товара. Главная причина в страхе — а вдруг деньги возьмут, а товар не привезут?
Выпуск газеты №:
№56, (2009)Section
Экономика