Перейти к основному содержанию

«С такой позицией «Нафтогаза»…

Правительство отклонило финпланы трех стратегических предприятий из-за недоработок - источник
07 августа, 17:48
ФОТО З АРХІВУ «Дня»

Насколько устойчиво  кресло  у главы «НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Кобалева? Это, пожалуй, сложный вопрос. С одной стороны. послужной список этого молодого, но, безусловно, одного из самих успешных топ-менеджеров страны (об этом можно судить по его зарплате), выглядят почти безупречно, а его связи в дипломатических кругах вызывают зависть. Правда, он далеко не всегда ладит с собственным начальством – и с прошлым, и с нынешним министрами энергетики.

"Я поддерживаю здесь «Укртрансгаз» в их видении (в недовольстве сокращением инвестиций в ГТС). Я считаю бессмысленной политику «Нафтогаза» по транспортной системе. Они для себя ее уже перечеркнули и не рассматривают в 2019 году ...», - заявил в воскресенье глава Минэнергоугля Игорь Носалик в эфире одного из телеканалов.

«С такой позицией «Нафтогаза» мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готовым к прокачке газа. А последние решения, которые были приняты, в том числе США, о санкциях к России и против «Северного потока-2», где блокируется это строительство, оно дает акцент именно на украинскую ГТС», - подчеркнул министр. По его словам, если украинская ГТС не будет готова, это приведет к катастрофическим последствиям.

 Есть  разногласия у «Нафтогаза» и с правительством в целом. В конце прошлой недели на заседании правительственного  комитета по вопросам экономической, финансовой и правовой политики, развития топливно-энергетического комплекса, инфраструктуры, оборонной и правоохранительной деятельности по имиджу Коболева был нанесен сильный удар. Рассматривались, представленные НАКом проекты постановлений Кабмина об утверждении финансовых планов предприятий так называемой группы «Нафтогаза» - ПАО «Укртрансгаз», ПАО «Укргазвыдобування» и ПАО «Укртранснафта». Все они, как указывается в решении комитета, были отклонены и отправлены на доработку в связи с системными просчетами менеджмента.

Во всех финансовых планах предприятий, находящихся в системе корпоративного управления НАК «Нафтогаз Украины», использовался курс гривни, не соответствующий курсу, заложенному в бюджет Украины на 2017 год. А поскольку курс взят из неизвестных источников, реальные результаты деятельности государственных предприятий искажаются, считают в комитете.

Близкий к правительству источник приводит такой пример. Если  «Нафтогаз» купил природный газ по 190 долларов за тысячу кубометров, то по прогнозному курсу бюджета это одна сумма, а по курсу из неизвестных источников – совсем другая. Этого достаточно, говорит источник, чтобы сделать вывод о профессиональной неподготовленности и непригодности топ-менеджмента перечисленных предприятий и самого «Нафтогаза», из-за чего страдают коллективы этих стратегических предприятий.

В частности, финансовый план ПАО «Укртранснафта» был отправлен на доработку из-за необоснованного лишения  компании оборотных средств и невозможности в результате этого произвести авансовое начисление дивидендов за 2017 год. А ведь по проекту финплана «Укртранснафты» предусматривается выплата «Нафтогазу» 4,5 миллиарда гривень дивидендов.

В финансовом плане ПАО «Укргазвыдобування» безосновательно на 19% завышена цена продажи природного газа собственной добычи. (Напомним, что ранее правительство из-за необоснованности такой же цифры в финплане «Нафтогаза» отправило и этот документ на доработку). Кроме того, по каким-то непонятным причинам в финплан «Укргазвыдобування» заложена плановая добыча природного газа в объеме - 15 миллиардов кубометров, что на 200 миллионов кубометров меньше уровня, предусмотренного «Концепцией развития газовой промышленности до 2020 года»,  утвержденной правительством.

Больше всего претензий было к финансовому плану оператора газотранспортной системы Украины - ПАО «Укртрансгаз». Главная состояла в том, что финансовый план предприятия предусматривал 3,8 миллиардов гривень убытков. Кроме того, проект финансового плана ПАО «Укртрансгаз» рассчитан на основе тарифов на доступ к мощностям ГТС, которые еще не утверждены НКРЭКУ и не введены в действие в установленном порядке. Получается, что доходы от этого вида деятельности  завышены и не могут быть выполнены.

Финпланом «Укртрансгаза» также предусмотрена закупка 4,7 миллиарда кубометров буферного газа стоимостью 40,8 миллиарда гривень для подземных газохранилищ. Но финансирование таких расходов не предусмотрено тарифом, что приведет к противоправному перекрестному субсидированию между лицензированными видами деятельности, увеличению убытков предприятия и даже к банкротству «Укртрансгаза», считают в правительственном комитете. Так что «Нафтогазу» следовало бы разобраться с этим вопросом прежде, чем представлять финплан предприятия на утверждение правительству.

По мнению источника, стиль работы «Нафтогаза» во многом определяется высокомерным безразличием к проблемам предприятий. К примеру,  газодобывающие компании страны заявляют, что украинский тариф за вход в ГТС в размере 296,8 гривни за тысячу кубометров является чуть ли не самым высоким в Европе и более чем втрое превышает среднеевропейский уровень.

Об этом они написали президенту, премьер-министру и народным депутатам, но не «Нафтогазу», который в первую очередь обязан решать такие проблемы на государственном уровне.  "Мы обращаем внимание, - говорится в письме, - что действие такого тарифа уже снижает конкурентоспособность украинских товаров, а внедрение НКРЭКУ такого тарифа для газодобывающих компаний приведет к созданию дополнительного финансового обременения для отрасли в размере 218 миллионов долларов в год, что сопоставимо с дополнительным налогообложением 5,5% ренты на добычу газа".

В письме отмечается, что такие действия "напрямую противоречат провозглашенным государственным планам по стимулированию добычи собственного газа и замещению импорта, что предусмотрено в правительственной Концепции развития газодобывающей отрасли до 2020 года".

Не спокойно и в «Укртрансгазе». Его профсоюз грозит забастовкой в связи с увольнением вице-президента и главного инженера ПАО Игоря Бурака. Тем временем Коболев выдвинул на должность президента УТГ Павла Станчака – выходца из польской государственной нефтегазовой компании PGNiG. В понедельник этот кадровый вопрос стоял на заседании наблюдательного совета «Нафтогаза». Положительный результат инсайдеры предсказывали еще на прошлой неделе. Станет ли он позитивом не только для польского «варяга», но еще и для «Укртрансгаза», где не хотят повторения ситуации, сложившейся в «Укрзализныце»?

«Не терпится НАКу привлечь какого-то варяга на ГТС, - отмечает по этому поводу руководитель Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар, - Вы его не найдете, потому что нет в Европе ГТС такого масштаба, комбинированности и сложности, как в Украине. На эту позицию нужен технарь. Наш, украинский. Тот, кто вывел Украину из газового кризиса 2009 года и утер нос всем - и русским, и европейцам, реверсировав ГТС. Именно после этого украинского know how в ЕС стали вводить реверсные схемы, выдавая это за свою «научно-техническое творчество». После смерти Александра Тодийчука в правлении «Нафтогаза» не осталось технарей, говорит Гончар,  поэтому и возник конфликт между НАК и УТГ, потому что не было в правлении компетентного человека, который сыграл бы роль грамотного модератора между «реформаторами» НАКа и «консерваторами» УТГ.

«Если не терпится взять варяга для реформирования европейского образца, то возьмите его на должность первого заместителя. Но опять же, проблема будет та же - такого масштаба и сложности ГТС в ЕС не существует. «В Польше, на мой субъективный взгляд, есть только одна потенциально подходящая кандидатура - Рафал Уитман, - утверждает Гончар, - это бывший директор по развитию аналога нашего УТГ компании Gaz-System». Эксперт настаивает, что предложение НАКа, а вернее - Коболева, назначить  на должность руководителя УТГ Станчака должно быть заблокировано.

PS. Заявления министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика наносят Украине многомиллионный ущерб, написал  сегодня в Фейсбуке Коболев. «В прошлом году громкие заявления министра о недостаточности газа в украинских ПХГ стали одной из главных причин спекулятивного роста цен на газ в ЕС, что стоило Украине несколько десятков миллионов долларов, на которые выросла цена импортируемого газа. Теперь заявления о неспособности украинской газотранспортной системы (ГТС) «прокачивать газ»… «Есть такие друзья, с которыми и враги не нужны», - написал Коболев. Выходит, перекрывать возможности для подготовки ГТС к зиме – это правильно, а говорить об этом и осуждать такие действия, даже и министру, нельзя – запишут во враги…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать