Перейти к основному содержанию

«Серая» рыба

Ее изобилие не в нашу пользу
20 марта, 00:00

Не то что живую рыбу из ближнего искусственного водоема, но даже и семгу нынче можно купить непотрошеной. И по более-менее доступной цене. Например, на столичном Демеевском рынке она стоит всего 19 гривен за килограмм. «Врать не буду, — говорит продавец рыбного ларька, поглаживая живот двухкилограммовой красавицы, — но из десятка моих «девочек» (за то, что все они без исключения самочки, я отвечаю) пара-тройка обязательно с икрой...» Такой вот беспроигрышный маркетинговый ход: кто же не рискнет получить вместе с красной рыбой еще и полкилограмма такой же икры? Вот только цена заставляет сомневаться: в супермаркетах семга стоит не менее тридцатки...

Легко ли сегодня торговать рыбой и различными морепродуктами, когда рынок (его емкость приближается к 500 тысячам тонн), казалось бы, наполнен и по количеству, и по ассортименту? Есть почти все, чего только можно пожелать: от тюльки (правда, не видно черноморской хамсы) до осетра и от морской капусты до гигантских крабов и моллюсков. За последние семь лет потребление рыбы в стране увеличилось в три раза. И тем не менее, средний украинец, включая и грудных младенцев, съедает за год всего 12 килограммов рыбы, хотя в соответствии с биологически обоснованными нормами каждый должен бы употребить не менее 20 килограммов этого ценного продукта.

Вчера эти цифры прозвучали на итоговой (за 2003 год) коллегии госдепартамента рыбной промышленности Минагрополитики Украины. А перед ее началом состоялось, прямо скажем, знаковое награждение: Севастопольский и Керченский морские рыбные порты за достижение рекордных за всю свою историю показателей получили отличия под названием «Золотая тонна». Это может свидетельствовать о том, что жизнь в стране, как бы ни оспаривала этот факт оппозиция, потихоньку налаживается: рыбные порты наращивают объем профильных и непрофильных грузов...

Впрочем, и темп, и качество этого процесса, особенно применительно к украинскому рыбному прилавку, мало кого устраивает. За счет сокращения экспорта (от 169 тыс. т в 1995 г. до 42,5 тыс. т в 2003 г.) и роста импорта (от 48 тыс. т в 1995 г. до 295 тыс. т в 2003 г.) тут произошли существенные сдвиги, делающие отечественный рыбный бизнес не столь уж привлекательным. Как отмечалось в докладе председателя рыбного госдепартамента Сергея Алымова, украинским рыбакам мешает импорт, который продается на рынке дешевле, чем продукция отечественных производителей. Правда, и импортеры тоже недовольны. Против них очень мощно работает в первую очередь контрабанда через практически прозрачную украинско- российскую границу. Второй их «привилегированный» конкурент на рыбном рынке — так называемый серый импорт, которому каким-то образом удается избавляться от ввозного НДС, что и дает ему конкурентные преимущества. Не будем забывать, что покупательский спрос в стране еще довольно низок, да и потребительские предпочтения населения все еще определяются незабвенной формулой от Хрущева «найкраща риба — ковбаса». Все это ощутимо влияет на вылов рыбы в стране. В прошлом году он уменьшился на 14% и составил 250 тысяч тонн, то есть как раз половину рынка (напомним, что почти 170 тыс. т ушло на экспорт, так что в реальности на внутренний рынок попало лишь 80 тыс. т рыбы, выловленной украинскими рыбаками). Экспорт рыбной добычи также уменьшился.

И это плохо не только исходя их престижных соображений. Украина вошла в независимость как крупная рыбопромысловая держава. Ее рыболовный флот и сегодня составляет почти 5,5 тысячи суден. Из них полтысячи морских и 62 океанических. Но об их возрасте и степени износа даже не хочется говорить. Как считают специалисты, если государство не примет мер для долгосрочного кредитования строительства рыболовных судов, то украинский промысел в мировом океане и исключительных экономических зонах других государств к 2012 году может полностью прекратиться. Тогда как компенсировать эти потери за счет Азово-Черноморского бассейна и внутренних водоемов невозможно, уверены эксперты Укргосрыбхоза.

Естественно, в рыночных условиях рыбацкие сети госпредприятий полагается латать за счет приватизации. Об этом знают и в Госрыбхозе, и в Фонде госимущества. Неясно лишь, почему ими избрана для этого процесса столь непрозрачная форма, как создание совместных предприятий в форме закрытых акционерных обществ. Теперь Алымов собирается ставить перед ФГИУ вопрос о невыполнении инвесторами своих обязательств... Впрочем, открытые общества также не могут похвастать эффективной работой. В частности, в Марокко, по данным посольства Украины, осенью прошлого года два украинских судна, принадлежащие ОАО «Керчьрыбпром», были проданы с молотка. Но официальных сведений о них нет и до сих пор. Тем временем Госрыбхоз объясняет «недолов» океанической рыбы потерями рабочего времени, неблагоприятными климатическими условиями, ожиданием лицензий и другими не зависящими от рыболовных экипажей причинами, а главным образом — старением флота.

Намерено ли украинское правительство бросить рыбакам спасательный круг в виде долгосрочных кредитов, без которых флот, понятное дело, не поднять? Госрыбхоз готовит по этому поводу свои соображения. Тем временем правительство уже сделало маленький шаг на встречу. Очевидно, учитывая, что для подготовки к выходу в море одного судна требуется в среднем не менее миллиона гривен, принято решение компенсировать рыбакам, как и селянам, ставки банковских кредитов до уровня ставки рефинансирования Нацбанка. Сообщая на коллегии эту новость, Алымов порекомендовал рыбакам: составляйте бизнес-планы и берите кредиты. Но дадут ли их банкиры под залог проржавевших посудин? И куда направлять тогда 7000 студентов и курсантов, обучающихся в Украине рыболовному делу?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать