Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Североевропейский пример «взвешенных» трансформаций

Пекка СУТЕЛА: Не так давно Финляндия была очень бедным государством...
18 октября, 20:03

На днях Украину по приглашению Киевской школы экономики при поддержке Посольства Финляндии посетил известный финский экономист, главный советник Банка Финляндии, профессор Пекка СУТЕЛА. Он прочитал лекцию студентам Киевской школы экономики на тему «Европа после кризиса», в которой раскрыл некоторые секреты экономического чуда Финляндии, современные тенденции трудовой миграции и старения наций, а также ответил на вопросы «Дня», традиционно выступающего информационным спонсором открытых лекций Киевской школы экономики.

— Господин Сутела, чем результаты вашего исследования могут быть полезны Украине?

— В целом тема моего доклада может помочь сориентироваться в современных мировых экономических реалиях, в частности посткризисного развития. Ведь кризис прошел. Поэтому важно не упустить возможность отстроить экономику.

В Украине ввиду исторического наследия Советского Союза есть серьезные ошибки в институциональной и экономической политике. Итогом ее трансформации стала плохо функционирующая экономика с недостаточно развитой конкуренцией, раздутым бюрократическим аппаратом, вездесущей коррупцией и преступностью. И все же сегодняшняя украинская экономика работает гораздо лучше, чем советская.

За последние два десятилетия сфера обслуживания ускоренно развивалась, в результате появились ранее недоступные услуги, и было создано много новых рабочих мест. Реальным источником роста экономики в последние годы была переориентация денежных и трудовых ресурсов с неэффективных отраслей тяжелой промышленности, выпускавшей то, что людям было не нужно, на более производительную обрабатывающую промышленность и современный сектор услуг.

Такое структурное изменение — один из аспектов того, что экономисты называют наверстыванием или имитацией, повторением опыта. Плохо функционирующая экономика с низким уровнем производительности и доходов может демонстрировать быстрый рост, просто перенимая продукцию, технологии, процедуры и структуры, которые уже были разработаны, внедрены и проверены в более развитых экономических системах с более высокими показателями производительности и доходов. Таким путем несколько десятилетий назад успешно шли Япония и Корея. Они стали применять у себя западные производственные технологии и выпускать западную продукцию дешевле. Только значительно позже они начали набираться технологического опыта, необходимого для собственных инноваций, и переключились на более высокотехнологические виды экспортного производства. Не так давно Китай тоже перешел от имитации к инновациям, о чем свидетельствует рост расходов на исследования и разработки, а также увеличение количества международных заявок на патенты.

— Кстати, по поводу Китая в своем докладе вы рассказывали о процессе миграции промышленных зон из Европы в Азию. Ваши прогнозы: каковы будут последствия для Европы от подобных трансформаций? Возможно, вместе с промышленными зонами скоро следует ждать и миграции мировых экономических центров?

— Не думаю. То, что развитые европейские государства все чаще выводят производственные мощности за пределы своих границ, в частности, создавая представительства, а то и целые компании на Востоке, никоим образом не дает оснований для смещения финансовых, банковских, научных центров. Вот, в частности, Китай всегда был «динамичным» государством, которое много работало. Однако основные инженерные научные достижения все же оставались прерогативой развитых европейских государств, США.

— В Украине в возрасте 45—50 лет уже проблематично найти работу. Существует ли такая проблема в Финляндии? Поделитесь опытом, в частности государственным, насчет решения этого вопроса.

— Это, конечно, очень актуальная проблема для всей Европы. В Финляндии работнику 50—55-летнего возраста тоже почти нереально найти новое приличное место работы. И государство, в принципе, не имеет никаких рычагов влияния на этот процесс. Это личный вопрос самого работника. Человек сам должен позаботиться о своей конкурентоспособности на рынке труда даже в таком зрелом возрасте.

— Нынешнее украинско-российское экономическое сотрудничество наше общество оценивает неоднозначно. Если одни отмечают важность сотрудничества с РФ, то другие констатируют риск сдачи при этом национальных интересов... Из опыта российско-финских отношений, есть ли между этими двумя позициями «золотая середина», в которой, как известно, должна заключаться истина?

— Подобное экономическое сотрудничество по созданию совместных предприятий, в принципе, выгодно. Но при условии равноправия. Например, 25% финской ГТС владеет «Газпром». Это полезно для россиян ввиду возможностей изучения финского рынка. И для нас: ведь мы получаем информацию о рынке газа в целом. Но при этом Финляндия никогда не отдаст «Газпрому» 50% ГТС.

— А как вы оцениваете экономические реформы, которые сегодня проводит Украина? В частности, налоговую?

— Многие страны хотели упростить налоговый кодекс, но, как оказалось, это очень сложно сделать. Ни одна страна не смогла создать идеальный налоговый кодекс, ведь всегда существуют лоббисты, которые недовольны. И они начинают кампанию против этого кодекса.

Впрочем, на мой взгляд, главные проблемы Украины — не в том, что ее налоговый кодекс будет лучше или хуже иностранных. Самые большие проблемы у вас — из-за коррупции и плохой защиты частной собственности. Это и тормозит приход в Украину иностранных компаний. Но если Украина улучшит свой инвестиционный климат, станет прозрачнее, это положительно отразится на ее имидже.

Могу привести финско-российский пример: когда финских предпринимателей спрашиваешь, почему они не хотят работать в России, они говорят о высоком уровне коррупции. Наши бизнесмены боятся, что российская коррупция уничтожит и финские компании.

— Некоторые российские эксперты при подготовке украинского Налогового кодекса замечали, что при новых налоговых условиях возможен массовый приход российского бизнеса в Украину. Мол, у нас инвестиционный климат будет лучше, чем в России. Верите ли вы в такую возможность?

— Ну, если Украина стремится привлечь российский бизнес, ей следует подстраиваться под его условия. Если же европейский бизнес — то, соответственно, законодательство нужно корректировать под ЕС.

Но у Украины же нет такого большого внутреннего рынка, как у России. Поэтому ей самой необходимо производить определенный труднотранспортабельный продукт, представляющий интерес для других рынков. То есть вам следует использовать удачное географическое положение — между Россией и ЕС. Ставка же на иные экономические преимущества, такие как низкая стоимость труда и тому подобное, не даст результатов. Украина здесь не сможет конкурировать с Китаем, Вьетнамом или Индонезией.

Другие потенциальные козыри Украины — сельское хозяйство и металлургия. И ваша страна выйдет на тот уровень, которого она достигла до 2008 года — восстановление после кризиса будет стремительным. Но поскольку и тот уровень был не слишком высоким, возникает вопрос: куда Украина будет двигаться дальше? Сложно угадать, в чем будет преимущество в будущем. Поэтому особое внимание стоит обратить на инновационную отрасль.

Здесь показателен пример финской компании Nokia: в свое время из-за довольно небогатого общества Финляндия ориентировала экономику не на внутренний рынок, на котором были только самые базовые товары, а на внешний — за счет инновационных товаров.

— А как вы оцениваете реальность амбиций Украины, озвученных Президентом Виктором Януковичем в Государственной программе экономического развития, через десять лет войти в двадцатку самых развитых стран мира?

— Амбициозные цели нужны каждому, а государству и подавно. Однако что касается реальности таких заявлений, то, боюсь, основания для уверенности в их реализации найти сложно.

Хотя нет ничего невозможного, если целеустремленно работать во имя достижения поставленной цели. Первое, на что должна обратить внимание Украина, — это на ликвидацию коррупции, реформирование основных секторов экономики, науку и образование.

Не так давно и Финляндия была очень бедным государством. А сегодня у нас высокие экономические показатели, хорошие социальные стандарты. И все благодаря взвешенной государственной экономической политике и упорному труду.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать