Перейти к основному содержанию

«Сейчас не то время, чтобы кого-то «крышевать»

О ситуации вокруг подготовки к приватизации госпредприятия «Укрспирт»
25 декабря, 12:00

В этот понедельник в Киеве «запахло» спиртом. Во-первых, Минагропрод сформировал рабочую группу по проверке деятельности государственного предприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Укрспирт». Во-вторых, беглый, но все еще действующий генеральный директор «Укрспирта» Михаил Лабутин подпольно дал видеоконференцию по скайпу для СМИ, в которой поведал о бывших и сегодняшних схемах перегонки этого стратегического в наших широтах сырья в коррупционные карманы. В-третьих, Государственную фискальную службу пикетировали люди в камуфляже, требуя оставить в покое «Укрспирт» и его гендиректора.

А БЫЛ ЛИ ЗАКАЗЧИК?

Напомним, ситуация вокруг этого госпредприятия накалилась еще в ноябре, когда ГФС возбудила уголовное производство в отношении должностных лиц «Укрспирта» по факту уклонения от уплаты налогов на сумму почти два миллиона гривен путем нелегальной продажи спирта. Налоговая и правоохранительные органы блокировали работу предприятия и провели обыски. Тогдашний министр аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка так прокомментировал эту ситуацию: «Цель (этой акции. — Авт.) — смена руководства компании, чтобы потом переподчинить ее другим интересам, другим людям, другим задачам. Я думаю, что это пролог к приватизации». Атака на «Укрспирт» со стороны госорганов, по его мнению, является спланированной, поэтому требует вмешательства со стороны Президента Украины. «Причина безосновательных проверок — чей-то «заказ». Мы будем очень сильно просить Президента взять эту ситуацию под контроль и требовать от Генеральной прокуратуры, МВД, ГФС установить тех заказчиков, которые создают эти схемы, чтобы потом заблокировать работу... спиртовых заводов», — сказал глава Минагропрода.

Государственная фискальная служба (ГФС) уже начислила «Укрспирту» порядка 900 миллионов гривен штрафов за отгрузку отходов спиртового производства, которые были приравнены к акцизной продукции по соответствующим ставкам.

По словам генерального директора «Укрспирта» Лабутина, из-за тотальных проверок предприятия и возбуждения против него ряда уголовных дел, работа компании крайне усложнена. «Мы сутки не могли проводить никаких платежей. Поставки были приостановлены, отгрузки были остановлены. Наши машины с фракцией головного спирта, который является отходом производства, не выпускают», — рассказывал Лабутин. К этому он добавил, что из-за действий сотрудников фискальной службы «Укрспирт» полностью остановил производство биоэтанола. И глава Минагропрода, и гендиректор «Укрспирта» настаивали на том, что приватизация госпредприятия является недопустимой, так как оно является стратегическим и должно оставаться в госсобственности. В 2013 году «Укрспирт» увеличил производство спирта на 4,3% по сравнению с 2012 годом — до 18,2 миллионов дал. Естественно, в ГФС тогда опровергли заявления «Укрспирта» об «отсутствии законных оснований для обыска». И указали, что он был проведен во исполнение постановления следственного судьи Шевченковского района Киева от 5 ноября. 10 декабря Главным следственным управлением финансовых расследований ГФС по согласованию с Генпрокуратурой Лабутина уведомили о подозрении в растрате 172,5 миллиона гривен и уклонении от уплаты НДС на 28,2 миллиона. Что в таких ситуациях делают чиновники? Правильно, срочно ложатся в больницу.

ИГРА В ПРЯТКИ

Дальше эта история приобретает все приметы острого детектива. Охранявшие Лабутина в лазарете бойцы «Айдара» якобы получают оперативную информацию о том, что представители фискальной службы и следователи прокуратуры должны вывезти директора из больницы, а если не удастся, применить препараты, которые спровоцируют сердечный приступ. Поэтому айдаровцы приняли решение воспрепятствовать этим планам и спрятать директора в безопасном месте, сообщает сайт предприятия. «Сегодня неизвестные вооруженные лица в камуфляже похитили Лабутина из больницы и увезли в неизвестном направлении. Сейчас проходят оперативно-розыскные мероприятия», — написал на своей странице в Facebook первый заместитель главы Государственной фискальной службы (ГФС) Владимир Хоменко. По его словам, по факту похищения главы ГП «Укрспирт» открыто уголовное производство.

По сути этого дела свое слово когда-нибудь скажет суд. Но против человека выдвинуто тяжелое обвинение, и он имеет право защищаться всеми доступными ему и не запрещенными законом методами. Лабутин выбрал видеоконференцию. На ней он заявил, что если навести порядок в сфере «Укрспирта» и сопредельных отраслях, на одном налоге со спирта можно получить в бюджет 300 миллионов гривен, а на акцизах вообще можно заработать до 11 миллиардов. Однако он уверяет, что некоторым людям в правительстве и силовых органах это не выгодно. По его словам, если мы наведем порядок, это будет значить для них потерю собственной незаконной прибыли.

Лабутин рассказывает, что уже через месяц после того, как в середине марта этого года он был назначен исполняющим обязанности директора, его вызвал к себе глава налоговой милиции Хоменко Владимир Петрович. В связи с тем, что на то время на предприятии не было никаких документов, мы договорились о полном сотрудничестве. «А через неделю, — продолжает разговор по скайпу из движущейся машины генеральный директор, — меня вызвал один из заместителей (вероятно, заместителей Хоменко. — Авт.), который сказал, что я должен дать показания по предыдущей работе. Потом меня опять вызвал к себе Хоменко. дал бумажку с телефоном и сказал: с тобой свяжется такой-то человек, ты должен поддерживать с ним общение и видеться дальше... Через некоторое время со мной встретился этот человек — господин Акименко, который представился, что он от Владимира Петровича. Он предложил организовать поставки зерна на предприятие. Я ответил, что все зависит от цены, если она будет конкурентоспособной, то вопросов не будет, и переадресовал его к отделу поставок».

Связь по «скайпу» в тот день была, как говорится, хуже не бывает, но Лабутину все же удалось рассказать журналистам, что на одном из заводов госпредприятия, а именно на Зирненском (Ровенская область) ему удалось остановить схему производства левого спирта и водки. По словам Лабутина, ее возглавлял находящийся сейчас в Москве и в международном розыске господин Чеботарев, а также его партнеры — его крестный отец Виктор Шохин, экс-заместитель генерального прокурора, начальник налоговой милиции Владимир Хоменко и его правая рука Андрей Акименко. «Это люди, пытающиеся восстановить все схемы, существовавшие до изменения власти», — утверждает Лабутин. Он хочет рассказать об этих схемах, но связь в очередной раз обрывается...

Их суть мы находим на интернет-ресурсе «Следствия.

Инфо». Фактический контроль над концерном и над паленой водкой, по данным ресурса, имел близкий к Януковичу Юра Енакиевский. Тогда из-за неучтенного спирта государственная казна недополучала миллиарды гривен ежегодно. Как отмечают на сайте, «нынешний глава «Укрспирта» Михаил Лабутин, который во времена Януковича был заместителем гендиректора этого же ведомства, убеждает нас, что смена директора на Зирненском спиртзаводе — это борьба против еще одного «теневого» короля спирта».

ИСПОВЕДЬ ПОДПОЛКОВНИКА

В подвале на Институтской, где размещается «Майдан пресс-центр» и где проходил сеанс связи с Лабутиным, на одном из стульев скромно примостился военный с погонами подполковника. Это экс-командир «Айдара» Анатолий Мельничук, ныне — народный депутат. По его словам, о том, что айдаровцы вывели Лабутина из больницы, он узнал из прессы, потому что был в командировках и на похоронах побратимов. А когда начал разбираться в этой ситуации, то понял основное: «Производство ликеро-водочных изделий, спирта, сигарет — это одни из самых коррупционных отраслей. И то, что там идет воровство — это однозначно. Тогда как те деньги, которые зарабатываются в этих отраслях, должны идти на благо народа. И со всем этим нужно разобраться».

Народный депутат поднимает вопрос о необходимости создать в парламенте по этому вопросу следственную комиссию, а в помощь ей еще и рабочую группу из специалистов и общественных активистов, а также представителей силовых структур. «Виновен в 12 году — значит, в 12-м, в 13-14-м, значит, в 13—14-м. Но, как говорил Глеб Жеглов, вор должен сидеть в тюрьме. Но с этим надо разобраться. Сейчас не то время, чтобы кого-то можно было «крышевать». «Пенсионеры сейчас отдают последнюю гривну, чтобы помочь армии, а чиновники кладут в свои карманы миллионы. Коррупционные схемы необходимо разломать, — настаивает он, — а с тем, что закладывается сейчас в бюджет, я со многим не согласен».

Действия своих бойцов в этой ситуации подполковник во многом связывает с тем, что творится сейчас в стране и, в частности, в Вооруженных силах. «Идет передел власти, — говорит он, — практически все батальоны приватизированы. Есть попытка приватизировать и наш: Генеральный штаб навязывает своего человека. За штат выводятся люди, которые воевали, прошли боевой путь. Даже командиров взводов и отделений убирают и ставят своих людей, непонятно откуда. Набрано 137 новичков. А в штабе появилась вторая печать».

КОММЕНТАРИЙ НАЛОГОВИКА

«День» попросил комментарий всей этой ситуации у директора информационно-коммуникационного департамента УФС Виктора Косянчука. «Хоменко имел встречу с координатором тех людей, которые пикетируют налоговую службу, — сказал Косянчук. — Зная ситуацию изнутри, а не потому, что я должен так говорить по законам жанра, могу сказать, что негатив в этом деле точно идет не отсюда. Начиная с 13 марта (это день назначения Лабутина на должность. — Авт.), разворовано 172 миллиона гривен плюс 25 или 28 миллионов неуплачено НДС. Это — доказанный факт. А на стадии следствия еще больше. Я понимаю, что человек, который был до Лабутина, украл миллиард. Но он же и пробыл на этой должности больше. Стоит ли нам мерить, кто больше виноват?»

«Я тоже выходил к пикетчикам, — продолжает чиновник, — И когда я им эти данные привел, то больше не увидел у них того задора, с которым они пришли, и скандирование слегка поутихло. Кстати, эти бабушки мало чем напоминали работников спиртзаводов. Да и мужчины, затесавшиеся среди них, не выглядели борцами за идею. Я сказал им: кто хочет воевать за мир и благосостояние в Украине, записывайтесь в добровольческие батальоны, в волонтеры. Но это не дело — мешать деятельности следствия».

«Есть уголовное дело о разворовывании в особо крупных размерах, — напоминает он, — И можно ли подменять правосудие революционной целесообразностью, тем, как решат революционные солдаты и матросы. Это мы уже проходили в 1917 году. И все знают, к чему это привело. Если у нас конституционный строй, то никто не может мешать силовой структуре вести следствие. Если она отходит от норм закона, то ее действия или бездействие можно оспорить в прокуратуре или в суде».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать