Шахтеры-инвалиды требуют законности
Чиновники предлагают искать компромисс. Между чем и чем?Месяц тому назад, 19 апреля, в Интернете появился контент, который можно было бы объединить под одним заголовком: «Как шахтеры-регрессники против министра труда и социальной политики Натальи Королевской бунтовали». Речь, собственно, шла о протестной акции, у которой было два повода. Первый состоял в том, что, придя в правительство, новый министр труда и социальной политики Наталья Королевская почему-то решила перетасовать состав рабочих групп, созданных ее предшественником Сергеем Тигипко. Второй повод регрессников вроде бы прямо не касался: на границе перестали беспошлинно пропускать грузы, адресованные благотворительным организациям. Как представляется, на мартовской акции активничали и нервничали не столько регрессники, сколько «благотворители»...
Вчера некоторые медиа были разочарованы, поскольку их пригласили не на шумную акцию, а на заседание, пусть и новой, но все же рабочей группы. Тут не было штурма и возгласов «Вперед!». Шахтеры чинно поднялись на 19-й этаж и расселись в отведенном для работы группы зале.
Перед началом заседания, пока пустовал президиум (было бы куда логичнее, чтобы чиновники снизошли до другой, казалось бы, равноправной стороны и разместились с ней за одним столом), шахтеры легко утрясли внутренние вопросы (кто будет старшим от их стороны, чтобы не превращать обсуждение в базар).
«День» решил выяснить повестку дня. «Мы добиваемся уменьшения дисбаланса между страховыми выплатами шахтерам-инвалидам, которые вышли на пенсию еще в 2001 году, когда только вступил в силу закон, и теми, кто стал инвалидом позже, — рассказал «Дню» бывший проходчик, а теперь первый заместитель главы ВОО «Союз шахтеров-инвалидов Александр Баранчук. — Разница получается примерно в два раза. Мы считаем, что это несправедливо. Одна и та же травма, такая же потеря трудоспособности, та же профессия и такой же разряд, а сумма в два раза меньше. Нельзя сказать, что нам совсем не идут навстречу. Начиная с 2012 года, есть небольшая подвижка. Сейчас мы хотим закрыть этот вопрос. А второй вопрос — о шахтерах, которые стали инвалидами в молодые годы и не смогли заработать себе на достойную пенсию по возрасту. Инвалид не может много зарабатывать, соответственно, у него меньше средний заработок и меньше пенсия. Мы бы хотели, чтобы пенсию по возрасту нам, инвалидам-шахтерам, осовременили».
Что решила рабочая группа и как протекали прения сторон, «Дню» неизвестно. Взгромоздившийся на трибуну молодой чиновник, заместитель министра Вячеслав Коломиец, несмотря на просьбу шахтеров разрешить прессе присутствовать на заседании хотя бы полчаса, практически засекретил заседание и беспрекословно выставил журналистов из зала. Хотел лишить шахтеров хотя бы моральной поддержки или что-то скрыть от общественности страны? Будем надеяться, что министр попросит его рассказать о мотивах такого решения...
В фойе журналистам не оставалось ничего другого, как атаковать представителя шахтеров-инвалидов в другой рабочей группе, занимающейся проблемой обеспечения бывших горняков углем. Председатель Координационного совета инвалидских и ветеранских организаций Украины Юрий Хохлов рассказал, что шахтеры не требуют ничего такого, чего нет в законах Украины. В части страховых выплат они, по его словам, уже отказались от требования вернуть разницу в страховых платежах за все прошлые годы и хотят только сокращения дисбаланса между поколениями. В снабжении углем, по словам Хохлова, закон не соблюдается в отношении бывших горняков с закрытых шахт. «Пока шахта находится в процессе ликвидации, мы уголь еще получаем. Но как только ее закрыли, мы попадаем между двух ведомств. Минэнергоугля говорит: вы уже не наши, а Минсоцполитики спрашивает: где мы возьмем вам уголь и чем привезем. В лучшем случае выделяются деньги, исходя из какой-то среднепотолочной цены».
Выпуск газеты №:
№70, (2013)Section
Экономика