Перейти к основному содержанию

«Шредеризация»*... Еврокомиссии

Михаил ГОНЧАР — о кадровой ротации в ЕС, которая грозит «расцветом» «Северного потока-2»
26 февраля, 18:47
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Мартин Зельмайр назначен генеральным секретарем Еврокомиссии. На первый взгляд — это рядовая бюрократическая новость из Брюсселя. Об этой должности раньше мало кто и слышал, кроме разве что тех, кто глубоко знает функционирование аппарата ЕК. Но для Украины, да и для самого Европейского Союза эта кадровая ротация (до этого Зельмайр работал председателем администрации президента Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера). По мнению президента Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаила Гончара, это означает... проигрыш «газпромовскому» лобби в Европе.

«По сути, это назначение, которое осуществлено коллегией еврокомиссаров, повлияет на функционирование ЕК, причем, вероятно, на очень долгосрочный характер. Новый генсек — немецкая креатура, «смотрящий» от Берлина за Юнкером, который уже получил в Брюсселе неформальный статус «теневого канцлера». Он в состоянии превратить сугубо бюрократическую координационную должность генсека в немецкого надзирателя за всей Еврокомиссией. Он способен это сделать подобно тому, как именно ему удалось нейтрализовать негативную позицию двух высокопоставленных должностных лиц (вице-президента по вопросам Энергетического Союза Мароша Шефчевича и еврокомиссара по вопросам энергетики Мигеля Каньете) относительно проекта «Северный поток-2» и приблизить его реализацию. При этом он, в отличие от Шредера, умеет не оставлять «отпечатки пальцев», лоббируя через соответствующие юридические разъяснения решение в пользу России», — заявил эксперт.

По словам Гончара, хотя Зельмайр не принадлежит в Германии к политической силе Герхарда Шредера (СДПН), а наоборот, к ХДС, однако со временем он может превзойти его в искусстве проталкивания российско-немецких сделок через Еврокомиссию.

Итак, прогнозирует Гончар, с этого дня шансы на окончательное «умывание рук» Брюсселем в вопросе «Северного потока-2» резко выросли, и вероятность его реализации при отсутствии сопротивления ЕК также выросла.

Напомним, официально ЕК не согласна с «Северным потоком-2». Ведь он противоречит всему, что они прописали в стратегических документах по диверсификации источников, путей и поставщиков газа. Но сегодня, говорит Гончар, назревает раскол в самой Еврокомиссии. По одну сторону — позиция вице-президента ЕК Мароша Шевчевича и еврокомиссара по энергетике Мигеля Ариаса Каньете, которые однозначно заявили, что Европе «Северный поток-2» не нужен, и даже опасный. А по другую — собственно, вышеупомянутый Мартин Зельмайер. Его позиция — ЕК вообще нечего совать нос в дела «Северного потока-2». Это сугубо коммерция между РФ и Германией, между «Газпромом» и группой европейских компаний.

Поэтому ситуация выглядит следующим образом. Немецко-австрийско-российское трио — против 10   стран ЕС, которые сказали свое четкое «нет» «Северному потоку-2».

«Учитывая принцип равенства, заложенный в основу ЕС, когда и большая Германия, и маленькая Мальта имеют одинаковые голоса, «Северного потока» быть не должно. Но Берлин все это игнорирует. И пытается пропихнуть свои интересы через ЕК», — резюмирует Гончар. По его мнению, такая ситуация грозит катастрофой для ЕС. «Ситуация сейчас уже дошла до той черты, когда без разницы, будет ли «Северный поток-2» или нет, но уже заложен серьезный раскол под ЕС. ЭТО — успех Кремля», — говорит Гончар.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ УКРАИНЫ?

Без обходных российских проектов — «Северного потока-2» и газопровода через Турцию — Украина будет обслуживать транзит в Европу почти на 70 миллиардов кубометров газа.

Одна ветка Турецкого газопровода забирает у Украины 12 миллиардов кубометров транзита. «Северный поток-2» заберет еще 45. И, наконец, вторая ветка Турецкого газопровода оставит украинскую трубу вообще пустой.

Гончар сценарий с нулем считает маловероятным. Более реалистичен вариант, по его мнению, что Россия оставит Украине 14—15 миллиардов кубометров транзита газа для Европы в пиковый зимний период. Для нашей «трубы», проектная мощность которой рассчитана на прокачку 142 миллиардов кубометров, такой вариант стопроцентно означает убыточность.

«В Еврокомиссии нас уверяют, что так или иначе РФ сохранит 40 миллиардов кубометров транзита через Украину. И этого, мол, вам достаточно. Но какие гарантии этого? Какие-то договорняки — непубличные — с россиянами? Тогда возникает вопрос: зачем они строят «Северный поток-2»? Если собираются гарантировать Украине 40 миллиардов кубометров транзита, то им этот газопровод вовсе не нужен», — говорит эксперт.

Еще один важный нюанс, на который обращает внимание эксперт, это то, что в немецких обоснованиях реализации проекта «Северный поток-2» идет речь уже о транзите через Украину в размере не 40 миллиардов, а 30. Мол, после 2020 года старая украинская ГТС больше не сможет уже прокачивать. «Бред, но он подается как научная аргументация», — говорит Гончар.

РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Как страна-транзитер Украина оказалась в заложниках российско-немецкой газовой дружбы.

«Есть условно «Газпром-коммерция» — компания, торгующая газом. Есть «Газпром» под условным названием «ОткатоПроводСпецСтрой» — предприятие для Путина, круга друзей Путина и особенно братьев Роттенбергов, специализируется на увеличении благосостояния оных через разворовывание проектных средств. Третья матрешка — «швейцарский филиал» в виде многочисленных дочерних компаний, зарегистрированных в кантоне Цуг, которые специализируются на экспорте «элегантной коррупции» параллельно с экспортом газа по схеме типа «РосУкрЭнерго». Четвертая матрешка — это «Газпром-пропаганда». Пятая — «Газпром-война», офис которого находится в Кремле... Европейцам нравится иметь дело с первой, третьей и четвертой ипостасями «Газпрома», а вторую и пятую они предпочитают не замечать», — говорит Гончар.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать