Перейти к основному содержанию

Сколько завесит бюджетный пакет

Дополнительные «хотелки» народных депутатов составляют два миллиарда
15 ноября, 18:10
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Главная смета страны в этом году, похоже, опять будет приниматься, как говорится, под елочку. Во вторник вечером Верховная Рада с опозданием против Бюджетного кодекса и Регламента в 25 дней одобрила постановление о выводах и предложениях к проекту госбюджета-2018, то есть, приняла его в первом чтении (260 голосов). Были одобрены и еще два законопроекта из «бюджетного пакета» — «О внесении изменений в Бюджетный кодекс» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» (соответственно, 251 и 260 голосов). Тем не менее, уложиться в бюджетный график будет не просто: второе чтение должно завершиться до 20 ноября, а третье — до 1 декабря. Правда, премьер-министр Владимир Гройсман уверен, что у правительства и депутатов будет время доработать бюджет с учетом одобренных выводов.

Назовем основные показатели бюджета-2018 в видении правительства. Его доходная часть превысит 877 миллиардов гривен, что на 13,7% больше, чем доходы Госбюджета-2017. В том числе доходы общего фонда составят больше 811,6 гривен, а доходы специального фонда превысят 65,3 миллиарда. Сводный бюджет на будущий год вырастет на 15% до 1118,8 миллиарда гривен. Расходная часть госбюджета достигнет 948 миллиардов, что на 12,7% больше, чем в прошлом году. Дефицит госбюджета в 2018 году составит 77,9 миллиарда гривен, или 2,4% ВВП. Выплаты по государственному долгу из госбюджета в 2018 году оцениваются его авторами на уровне 305,9 миллиарда гривень, в том числе 193,3 миллиарда по внутреннему долгу и 112,5 миллиарда — по внешнему долгу. Общий объем госдолга, рассчитанный в национальной валюте, составит 1 триллион 999 миллиардов гривен (61,5% ВВП).

В принятом постановлении народные депутаты предлагают правительству повысить прожиточный минимум и минимальную зарплату, исходя из возможностей и прогнозированного экономического роста. В проекте бюджета-2018, представленном Верховной Раде, заложен прогноз роста экономики 3% ВВП при инфляции 7% и курсе национальной валюты 29,3 гривни за доллар. В 2018 году правительство планирует на 16,3% повысить минимальную зарплату (до 3723 гривен). Прожиточный минимум составит с 1 января 2018 года 1700 гривен, с 1 июля — 1777 гривен, с 1 декабря — 1853 гривни. На социальные расходы в проекте бюджета выделяется 122,700 миллиарда гривен. В том числе, 55 миллиардов — на субсидии, 57,9 миллиарда — на льготы малообеспеченным семьям, 2,7 миллиарда — на закупку домохозяйствами твердого топлива.

Расходы на оборону правительство планирует поднять до 5% ВВП, что составит 164,9 миллиардов гривен. Ресурсы местных бюджетов увеличатся на 32% — до 321,1 миллиарда. Местные доходы должны быть увеличены до 250 миллиардов гривень — на 36%. На образование бюджет-2018 предусматривает 217,5 миллиарда гривен, а на здравоохранение — 112,5 миллиарда. На ремонт дорог предусмотрено 44 миллиард гривен.

Народные депутаты, как всегда, добивались от правительства реализации своих «хотелок». Например, один из членов Бюджетного комитета Рады, с удовлетворением отметил, что с правительством достигнута договоренность о сохранении в 2018 году с некоторыми поправками эксперимента по отчислению сверхплановых таможенных платежей на развитие дорог.

В бюджетных выводах парламента, обсуждавшихся еще 19 октября, содержатся, в частности, предложения увеличить объем отчислений Нацбанка Украины на 1,73 миллиарда гривен (на 3,6%) — до 49,55 миллиарда, а также обязать Нацбанк платить в госбюджет за пользование остатками средств на едином казначейском счете. В числе депутатских инициатив выделение в 2018 году госгарантий для «Экспортно-кредитного агентства Украины» на 2 миллиарда гривен, а также запрет местным бюджетам размещать средства в коммерческих банках. Для этого разрешается использовать только государственные ценные бумаги или Госказначейство.

При подготовке проекта госбюджета ко второму чтению депутатами предложено увеличить расходы по целому ряду бюджетных программ примерно на 2 миллиардарда гривен. Где взять дополнительные средства? Парламентарии считают возможным увеличить расходную часть бюджета за счет роста налогов и сборов на доходы физических лиц, рентной платы за использование недр для добычи газа, а также за счет увеличения части чистой прибыли (дохода) государственных предприятий, отчисляемой в бюджет. В частности, речь идет о перечислении соответствующей части чистой прибыли НАК «Нафтогаз Украины».

Заместитель главы Комитета Рады по вопросам бюджета Виктор КРИВЕНКО в комментарии «Дню» отметил: «Как поручение правительству записали кучу моих предложений. При голосовании во втором чтении будем смотреть, учтены ли они. Особенно по Экспортно-кредитному агентству, по космической отрасли (в проекте заложен ноль, т.е. ее полное уничтожение). За первое чтение я голосовал главным образом потому, что в бюджет заложено много культурологических вещей: поддержка украинской песни, петриковской росписи, Национального хореографического союза, Национального театра им. Марии Заньковецкой».

«Но в бюджете опять нет инструментов развития, — добавил народный депутат. — А нам нужно миллиардов десять на Фонд энергосбережения, потребуются деньги на инфраструктуру национальных парков, на поддержку инновационных проектов (пока заложено лишь 50 миллионов). Есть плюс, что в этом бюджете начали использовать какие-то инструменты. Тогда как раньше говорили, что ничего этого вообще не нужно, что все само собой состоится. Но все равно инструменты еще по-настоящему не в ходу. На экспортно-кредитное агентство предусмотрели всего 200 миллионов. Я же в предложениях написал два миллиарда и буду эту цифру отстаивать».

Другое восприятие правительственного законопроекта у коллеги Кривенко по бюджетному комитету Николая Скорика. Оценивая принятый в первом чтении бюджет-2018, он сказал «Дню»: «У меня отношение абсолютно негативное. Я считаю, что это бюджет, наращивающий долговые обязательства страны. Причем они направлены на силове структуры и органы государственного управления. Считаю такое планирование неадекватным. Поэтому я за этот бюджет не голосовал. Абсолютно неправильно прятаться за войну, как это делают представители нашей власти. Это невозможно. В бюджетном законопроекте не предусмотрено нормальной поддержки ключевых отраслей нашей экономики, чтобы мог расти реальный ВВП. Заложены абсолютно нереальные темпы его роста. И об этом говорят сегодня все эксперты. Да и инфляция на уровне 7% нереальна. Она однозначно будет существенно выше».

Спокойнее воспринимает проект нового госбюджета ректор Международного университета бизнеса, экс-заместитель главы Нацбанка Александр САВЧЕНКО: «Это типичный для Украины бюджет, — сказал он «Дню», — и мало чем отличается от предыдущих. Но мое предварительное впечатление, что инфляция все же будет больше, чем 7%. А еще в бюджете не учтены эмиссионные затраты для оздоровления государственных украинских банков на увеличение капитала, а также убытки госбанков и Фонда гарантирования вкладов. Но в принципе бюджет сбалансированный и более-менее реалистичный».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать