Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Слабые места «Турборежима»

или Какой вред экономике наносят реформы без стратегии и планирования?
27 ноября, 18:19
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Реформой в мире признаны прогрессивные изменения в обществе, в системе хозяйственного механизма, направленные на достижение макроэкономической стабилизации и последующее экономическое развитие на основе существенных изменений в экономической политике, организации производства и управлении. Реформы можно как угодно квалифицировать, но их популярность или непопулярность характеризуют индикаторы развития экономики.

Так, например, в 2016 г. валовой внутренний продукт (ВВП) в расчете на 1 человека в 17 наиболее развитых странах мира составлял 57 тыс. дол. США, или превышал в 33 раза этот показатель 25 стран, соседей Украины (Филиппины, Судан, Папуа Новая Гвинея, Украина, Гондурас, Никарагуа и т.д.). Причем в 2016 г. по сравнению с 1992 г. в этих самых богатых странах мира среднегодовой темп прироста ВВП составлял 3,4%, тогда как в Украине — 1,9%. Характерной чертой богатых стран мира, особенно в Европе, является достаточное наличие среднего класса и равномерное распределение населения по совокупным доходам. Например, в Европе практически нет миллиардеров, а тем более в такой доле в общей численности населения, как в Украине. То есть в Украине и еще в 24 странах-соседях по низким показателям ВВП реформы «непопулярные».

Как известно, уже несколько лет Кабинетом Министров Украины отменена государственная регуляция рынка продовольствия, а соответственно розничные операторы получили полную свободу в формировании цен. Вследствие этого, по данным главы Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексея Дорошенко, например, за 9 месяцев 2016 г. причину роста индекса потребительских цен на 43% не могут объяснить сами участники рынка и не могут дать ответ, какое же звено интеграционной цепи вызвало этот рост и кто конкретно «заработал» на этом более 30 млрд грн.

В странах мира рост цен на продовольствие отстает от темпов роста совокупных доходов населения. Такая закономерность носит название закона Энгеля, согласно которому часть расходов на питание в общей сумме совокупных расходов населения ежегодно сокращается и, например, в странах Европы достигла 12—18%. В Украине же при отсутствии мониторинга расходов на цепи «производство — реализация — потребление» цены на продовольствие неконтролируемы и растут в большей мере, чем совокупные доходы населения. Поэтому расходы на питание украинцев за последние 10 лет держатся на непомерно высокой отметке — 50—55% (расходы на ЖКХ — 12—16% в зависимости от размеров доходов).

Можно сообщить «турборежимщикам», что земельные проблемы, как результат деятельности человека на земле, состоят из множества комбинаций факторов политического и экономического характера.  Особенностью решения земельных проблем в цивилизованных странах является четкое представление о перспективных или желаемых земельных отношениях и постоянном движении в этом стратегическом направлении в течение многих десятилетий, а то и веков. Конкретнее — все это организуется и проводится для своего народа. На этом пути правительства устанавливают, например, правила наследования, минимальные и максимальные площади земли, которые могут быть в собственности физических лиц, что является ключевым элементом реформ. Разными программами финансовой поддержки тех или иных отраслей правительства ведут аграрный сектор к желаемой цели в среде множества ограничений: плотности животных на 1 гектар земли в разных природно-климатических условиях, количества внесенных удобрений и применения пестицидов, объемов производства и т.п. Когда есть виденье желаемой цели, правительства при разных комбинациях политических и экономических условий применяют разнообразные рычаги. Например, поддерживают производство молока, а через какой-то промежуток времени — отменяют это мероприятие, предоставляют льготные кредиты, способствуют экспорту и сдерживают импорт отдельных сельскохозяйственных культур и т.п. В коротких периодах времени эти мероприятия или программы содействуют развитию поддерживаемых отраслей, а затем создают новые проблемы, например, перепроизводство молока, что опять побуждает к разработке новых рычагов их решения. В целом, постоянный мониторинг проблем в течение длительного времени и немедленное на них реагирование правительств развитых стран с разработкой рычагов их решения обеспечивают непрерывную эффективность фермерской деятельности.

То есть задачей реформы является кропотливая управленческая деятельность по сопровождению разными правительственными программами желаемой цели, которая очерчена стратегическими планами развития экономики, — до эффективного производства с решением проблем многофункциональности (сочетание функций сельского хозяйства с функциями несельскохозяйственными, что фокусируется в решении проблем полной занятости сельского населения и получения ими достойных доходов).

Руководишь страной и ни за что не отвечаешь. Так продолжалось в Украине 28 лет до накопления проблем настоящего — огромные государственные долги перед внешними и внутренними кредиторами, рыночная среда искажена разными комбинациями грабежа первичных производителей, тупиковые направления специализации сельского хозяйства (производство и экспорт зерновых и масляных культур), в которые направляют и выталкивают «мировые благотворители», что привело к сплошной безработице сельского населения и т.п.

Сумеет ли Украина только такой мерой, как внедрение рынка земли рассчитаться с внешними долговыми обязательствами — заплатить международным кредиторам в течение трех ближайших лет около 20 млрд дол. США внешнего долга. Напомним, что общая сумма внешнего долга на 30 сентября 2019 г. достигла 82,95 млрд дол. США (34,33 млрд — внутреннего, 48,62 млрд — внешнего, включая 9,95 млрд долга, гарантированного государством), или 62% от ВВП при экономически безопасном уровне для Украины около 35% от ВВП.

При таком уровне государственных долгов и низком показателе ВВП на душу населения (середина второй сотни стран по этим показателям) с долгами можно будет рассчитаться, если разработать стратегию развития, которая будет базироваться на принципах индикативного планирования (рынок — насколько возможно, план — насколько необходимо под названием: недирективное планирование на государственном уровне). Такое планирование базируется на развитии государственных предприятий и привлечении частных коммерческих фирм, которые на основе государственных стимулов соглашаются действовать согласно государственным рекомендациям. Основной функцией такого плана (базируется на динамических моделях долгосрочного прогнозирования, использовании системы национальных счетов, включая межотраслевые балансы) является определение макроэкономической траектории с решением социальных проблем и в первую очередь за счет полной занятости населения.

Большинство развитых стран мира еще с 30-х годов прошлого века разрабатывают индикативные планы развития экономики. Например, во Франции разработан комплекс моделей, который включает три взаимоувязываемых уровня, от наиболее агрегированного до дезагрегированного — отдельных продуктов: 1) макроэкономическое прогнозирование по 15 отраслям; 2) отраслевое прогнозирование по 36 отраслям; 3) прогнозирование отдельных показателей по 200 продуктам. С помощью таких уровневых моделей любые мероприятия экономической политики в диалоговом режиме отображаются в экономических показателях межотраслевого взаимодействия — конкретной картине экономической ситуации в стране. В частности, определяют, как меняются соотношения в показателях инвестиций, занятости населения, производительности труда и в конце концов — конкурентоспособность французских товаров на внешнем рынке.

Это путь, который привел многие страны мира к расцвету экономик, но он тяжелый для Украины — необходимо на серьезном уровне моделировать, как функционирует экономика и каким образом можно влиять на ее отдельные показатели.

По-видимому, здесь уместно отметить, что в Украине не надо сокращать 1700 сотрудников статистического агентства. Экономия мизерная. Но отсутствие стратегии, которая разрабатывается на базе статистической информации с наиболее оптимальным использованием имеющихся ресурсов, приведет к потерям экономики на сотни миллиардов гривен.

Интересно, что в 11 странах мира, которые продали большую часть земель на мировом рынке, ВВП на душу населения в 3,7 раза ниже (3,2 тыс. дол. США), чем в 10 странах, которые являются основными покупателями у них земли.

Народные депутаты от «Слуг народа» на телевидении объясняют, что если в покупке земель будут принимать участие иностранцы, то ВВП дополнительно вырастет на 3,8 процентных пункта, а без иностранцев — всего на 3,3 (кроме планового роста, который предусматривается на 2020 г., — 3,7%). При 3,5% прогнозного темпа роста ВВП в 2019 г. до 2018 г. абсолютная величина его составит 3683,3 млрд грн. ((1+3,5/100)*3558,7). С внедрением рынка земли без участия иностранцев дополнительный прирост ВВП в 2020 г. достигнет 121,5 млрд грн. (3558,7*3,3/100), что по отношению к ВВП, который создан в сельском хозяйстве, вырастет на 32,6% (100*121,5/373,4). Если же привлечь к рынку земли иностранцев, то прирост ВВП сельского хозяйства вырастет на 37,5% (на 140 млрд грн). Отметим, что ВВП в сельском хозяйстве на 95% формируют валовой доход (80%) и оплата труда наемных рабочих (15%) и только 5% — налоги и субсидии на производство и импорт.

Возникает закономерный вопрос: сможет ли такое мероприятие, как внедрение рынка земли обеспечить ежегодные приросты ВВП в сельском хозяйстве на уровне 33—38%? По каким моделям все это обсчитано? Если даже продать всю (43 млн гектаров) землю иностранцам, то в ближайшие годы они не сумеют улучшить показатели основных составляющих ВВП — прибыли и оплаты труда в таких невероятно высоких темпах при существующей специализации (производство зерновых и масляных культур). Что касается прибылей — то они в Украине не останутся. Не исключено, что новые владельцы земли пригласят рабочую силу из других стран. Тогда ВВП, который создается в сельском хозяйстве, никакого отношения к богатству Украины иметь не будет. Мы уже отмечали (День № 5, 2019), что при зерновой специализации экспортная выручка в расчете на 1 гектар земли до 230 раз меньше, чем при другой специализации (развитие животноводства за счет импортного зерна, шротов и т.п.). Изменение специализации и внедрение более интенсивного производства (плоды, виноград, ягоды, овощи, табак, хмель, животноводство и т.п. и их переработка, хранение, транспортировка, реализация) нуждаются по сравнению с зерновой специализацией в несравнимо больших инвестициях в расчете на единицу земли и еще большем времени (как минимум 3—7 лет). То есть за одну каденцию Президента Украины Владимира Зеленского сельское хозяйство после внедрения рынка земли не обеспечит ожидаемых результатов (прироста ВВП), кроме гарантии возникновения социального напряжения в обществе, если землю начнут разбазаривать.

Выводы делать не буду. Напрашиваются воспоминания времен деятельности президента СССР Михаила Горбачева. Мой шеф, профессор Алексей Бугуцкий, отправлялся в Москву в командировку. Я, как любитель разных математических моделей, просил, чтобы он привез мне информацию: кто и с помощью каких моделей США прогнозировал развитие экономики СССР, которое вылилось в название «Перестройка». Никто ничего не рассчитывал, не оптимизировал и не собирался этого делать. Результат «перестройки» всем известен. Сейчас мы строим экономику под названием «Турборежим». Какова цель? Продать ресурсы или сделать счастливым все население Украины?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать