Перейти к основному содержанию

«Smart»-десятка

Кому из ІТ-стартапов удалось добыть в борьбе право поработать с данными «Укрзалізниці» в течение следующих трех месяцев?
30 октября, 19:07
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

29 октября 1991 г. В Civic Tech Center 20 команд-полуфиналистов соревновалось за участие в инкубационной программе. По результатам дня работы с менторами и финальными презентациями команд  члены жюри — представители организаций-инициаторов,  отобрали 10 лучших проектов.

На бесплатную трехмесячную учебную программу для работы над своим пилотным проектом попали:

UZ Air Guard — это стартап, который предложил «Укрзалізниці» инспектировать подвижной состав и инфраструктуру с помощью армии дронов. Что-то подобное уже пытается делать ДТЭК — обследует с помощью коптеров высоковольтные сети.

Идея стартапа — инспекция слабо задействованных или законсервированных ветвей, а также диагностика мостов, контроль состояния вагонов после выгрузки. И самое главное — профилактика кражи грузов. Стартаперы считают, что с помощью дронов можно уменьшить убытки от краж на 40%. А только за 2017 год, по данным команды, таких краж было осуществлено на 84 млн грн. 150 вагонов злоумышленники могут раскомплектовывать ежедневно.

Основатели стартапа предлагают либо создать флот беспилотных летательных аппаратов на базе УЗ, либо взять флот на аутсорсинг.

«С поезда домой» — чат-бот поиска попутчиков в режиме реального времени по маршруту вокзал-дом. Аналог сервиса для поиска попутчиков «blablacar».

«Prome Train» — использование блокчейн и IOT технологий в поставках продукции. В основе проекта лежит решение на базе интернета вещей и блокчейна, которое гарантирует цепочку поставки товара. Весь путь доставки груза и всего, что с ним происходит, зашивается в систему, а на сами грузы наносятся RFID-датчики. Такая система позволяет отслеживать местонахождение груза, лишает посредников, а также заменяют собой весь бумажный документооборот. А к самому контейнеру, порту, контейнеровозу, погрузчику можно применять определение «умный», так как они взаимодействуют друг с другом без лишних начальников и бумажек.

Стартап предложил разработать своеобразные индивидуальные маркеры для поездов. Зная их, система будет создавать «историю» для каждого из них. Она сможет точно знать, где в настоящий момент находится каждый состав, что с ним должно случиться, с чем и с кем он должен взаимодействовать.

«Spinfuel» — контроль оборота горюче-смазочных материалов в режиме реального времени

«Digital Pass Dep» — система поддержки принятия решений в сфере организации пассажирских перевозок. Функцию предложил внедрить сотрудник Приватбанка. Команда задумала сделать приблизительно то же, что уже реализовано, например, в Booking.com, когда путешественник, бронируя гостиницу, может выбрать функцию гарантированного возврата платежа в случае, если он вдруг передумает ехать. Обычно бронь с такой опцией стоит немного дороже, чем безвозвратная бронь.

Банк готов взять на себя всю поддержку продукта и риски по возвращению пассажиру на карту полной стоимости билета в любое время и по любой причине. Собственно, Приват уже реализовал такую функцию самостоятельно и с февраля оформил 150 000 договоров.

От УЗ команда банка хочет интеграции сервиса с мобильным дополнением и с сайтом booking.uz.gov.ua.

«Dots» — платформа заказа и доставки еды. Разработчики решили автоматизировать процесс заказа еды прямо из вагона — через специальное дополнение. Доставка должна будет осуществляться из специальных хабов, которые будут расположены в наиболее загруженных местах ЖД. «Укрзалізниця» сможет получать свой процент от заказа, а также сдавать часть помещений на вокзалах под потребности сервиса.

На базе системы Dots уже работает сервис Mister.Am. В 13 городах он доставляет еду из более чем 300 ресторанов. Им уже воспользовалось свыше 90 000 клиентов.

Объем рынка доставки еды для пассажиров команда оценивает в миллиард гривен ежегодно. Средний чек — 250 грн. Если УЗ и Dots сойдутся, то стартаперам нужен будет доступ к данным пассажиропотока через API, чтобы оптимизировать сеть доставки.

«Наудит» — управление обследованием и определением технического состояния объектов

«Business Logic» — система для оптимизации и планирования работы логистики. Стартап, который занимается созданием «цифровых близнецов» для бизнеса. Это своеобразная копия всех физических бизнес-процессов, только в цифровом виде. Понятное дело, что эксперименты на живом бизнесе лучше не проводить. Но когда есть цифровой близнец, изменяя вступительные, можно спрогнозировать, как поведет себя реальный бизнес, реагируя на смену ситуации.

«UZ Migration» — оценка миграционных процессов на основе данных «Укрзалізниці». Тепловоз и уровень топлива в его «баках», а также в резервуаре заправочной станции планируется оснастить специальными отметками и датчиками измерения уровня жидкости. Кроме того, планируется внедрить в систему расчетов за топливо специальную смарт-карту, с помощью которой нужно будет расплачиваться на заправке. Без нее никак.

Все данные будут аккумулироваться в системе. Она сможет проконтролировать, чтобы тепловозы были вовремя заправлены, чтобы машинист не сливал горючее, чтобы выделенные средства пошли именно на закупку топлива.

Стартап планирует таким образом снизить потребление топлива на 10—20% и сэкономить до $60 млн за первый год.

«Trainy» — единственное решение для заказа билетов, поддержки пользователей, постпродажи и маркетинга

В течение следующих трех месяцев команды вместе с менторами усовершенствуют свои решения на основе данных «Укрзалізниці», разработают бизнес и маркетинг стратегии и подготовят проект к выходу на рынок.

В сентябре ПАТ «Укрзалізниця» и 1991 Open Data Incubator при поддержке Министерства экономического развития и торговли, а также Офиса Национального инвестиционного совета Украины запустили Future of Mobility Lab. UZ edition (1991.vc/mobility) — первую  в Украине инкубационную программу, которая открывает госсектор стартапам. В целом было получено свыше 60 заявок на участие в программе.

Глава «Укрзалізниці» Евгений Кравцов говорит, что сначала казалось, это будет глупая затея.

«Но, увидев список участников, мы решили, что все было не зря», — подчеркнул он.

Для стартапов, по словам Кравцова, «Укрзалізниця» — это голубой океан. Но его многочисленными данными никто не пользуется. И это нужно исправлять.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать