Собственников банков проверят... Но не всех
Эксперт: Главное, чтобы аудит, предложенный МВФ и Фондом гарантирования вкладов, не превратился в инструмент расправы над политическими оппонентами
Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) совместно с МВФ запускают аудит обанкротившихся банков. Об этой инициативе в ходе заседания пресс-клуба сообщил заместитель директора-распорядителя Фонда Андрей Оленчик. «Одно из условий сотрудничества с МВФ — расследование Фондом гарантирования вкладов причин банкротства банков...» — рассказывает заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ. По словам Оленчика, подписав меморандум с МВФ, Украина в лице правительства и НБУ согласилась на это. И начинается поиск механизмов внедрения идеи в жизнь. «Сейчас находимся на стадии согласования технического заданий с МВФ для аудиторов», — пояснил Оленчик. Аудиторов отбирают на основании открытого тендера. Они и будут осуществлять специальный аудит. Заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ отмечает, что применят его к двум проблемным банкам: одному крупному и другому — поменьше. Суть аудита — с цифрами и фактами установить первопричину банкротства банков. Если результаты покажут, что виной тому — действия собственников или топ-менеджеров, говорит он, то клиенты банка смогут требовать у владельцев и руководителей неплатежеспособных учреждений компенсации ущерба.
В Фонде признают, что «этот путь не будет простым», но настаивают на своем. Пока владельцы существенной доли в банках не будут нести материальную ответственность, говорит Оленчик, «наши попытки что-то сделать в банковской системе будут напоминать ситуацию проведения АТО с открытой границей с Россией».
Так что 2015 год в ФГВФЛ обещает пройти под лозунгом: ищем нечестных собственников и топ-менеджеров. А пока механизм отрабатывается, Фонд передает в суды нарушения, найденные в обанкротившихся банках. «По тем банкам, которые нам были переданы, направили в правоохранительные органы 228 заявлений. На их основании открыто 115 уголовных производств. По 29 заявлениям мы получили отказ в возбуждении уголовного дела, а по остальным ждем ответа», — рассказал Оленчик. По его данным, нанесен ущерб неплатежеспособным банкам в силу действия определенных должностных лиц — 45,7 миллиарда гривен. Иными словами — это общая сумма претензий в рамках всех заявлений фонда. На долю открытых 115 криминальных производств приходится 28,3 миллиардов гривен. Главным подспорьем в этой кампании на данный момент является 58-я статья Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Напомним, что согласно данной статье владельцы существенного участия банков обязаны принимать своевременные меры для предотвращения наступления неплатежеспособности банка. Абсолютный рекордсмен по претензиям фонда — «Брокбизнесбанк».
Напомним, что на данный момент Фонд курирует 26 неплатежеспособных банков с общей суммой обязательств перед вкладчиками-физлицами (в рамках гарантированной суммы) — 18,8 миллиарда гривен. Из них по вкладам 13 банков уже выплачено 10,3 миллиарда гривен. В процедуре ликвидации находится еще 14 банков. В общем сумма вкладов 165 банков-участников Фонда достигла 371,6 миллиарда гривен (в том числе в национальной валюте — 182,1 миллиарда гривен). При этом 99,3% вкладов полностью подпадает под гарантию Фонда. Однако в общем по всей системе гарантией покрывается только 47% всей сумы депозитов. По данным Фонда, на 22 октября его ресурсы составили 11 миллиардов гривен (в том числе кредит от НБУ под 12,5% годовых) и еще ожидается финансирование от Минфина в размере 10,1 миллиарда гривен. Средний размер вклада в Украине с начала 2014 года сократился на 3,5% — до 8188 гривен.
«Мы заинтересованы в том, чтобы ни один банк не «ложился», чтобы не был признан неплатежеспособным... Заимствовать дальше уже нельзя. Потому что те отчисления, которые мы получаем в год (3,2 миллиарда гривен. — Авт.), скоро будут меньше, чем проценты по кредитам, которые мы должны платить», — пояснил директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константин Ворушилин. Он также сообщил, что учреждение считает приемлемым вариант создания переходных банков на базе проблемных, чтобы не допустить их полного падения. Те, кто пытается выжить, им надо давать шанс спастись», — говорит он «Дню». Первая попытка применить этот механизм была опробована на банке «Форум» (по данным Фонда, в момент передачи его на ликвидацию число живых активов в банке было одним из наибольших на фоне других банкротов и составляло 3,2 миллиарда гривен), но предыдущий парламент не проголосовал нужных изменений в законодательство. Если новоизбранная Рада даст добро, то по пути переходного банка могут направить другие проблемные финучреждения.
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак одобряет намеренья Фонда. «Инициативы хорошие. Они приближаются Украину к мировым стандартам финансовой отчетности», — говорит он. Но их реалистичность, по его словам, зависит от правительства, который может выступить официальным лоббистом, и парламента, который один вправе дать зеленый свет переходному банку. Новак согласен с Фондом, что надо с кого-то начинать поиск виноватых в падении украинских банков. Однако в этом процессе, отмечает эксперт, важно, чтобы аудит не превратился в инструмент борьбы нынешней власти с политическими оппонентами или метод давления на определенные бизнес-группы. Он считает, что было бы неплохо, если бы изучать начали все обанкротившиеся банки, а не только некоторые. Он также добавляет еще одно поле для усовершенствования деятельности ФГВФЛ: необходимо расширять полномочия последнего в упреждении возникновения проблем в банках. Нужно, говорит Новак, чтобы Фонд не только мог видеть надвигающиеся в банке проблемы, но и получил право как-то влиять на НБУ, с тем чтобы преданные ему предупреждения не пылились в шкафу, а пускались в оборот. Иными словами, подытоживает Новак, нужно повысить ответственность НБУ за принимаемые им решения.
Выпуск газеты №:
№201, (2014)Section
Экономика