Сомнительные доходы и завышенные расходы
«Нафтогаз України» искусственно уменьшил свою прибыль на 21,2 миллиарда гривен
Жадность, учит китайский мудрец, порождает бедность. Как бы не хотелось, чтобы это его высказывание еще раз было проверено практикой такого едва ли самого крупного украинского предприятия, как сегодняшняя НАК «Нафтогаз України». Ведь ситуация в этой компании и вокруг нее очень сильно влияет и на всю экономику нашей страны.
Недавно она подала на рассмотрение правительства проект своего финансового плана на 2018 год. К сожалению, едва ли не в каждой строке этого документа если не жадность, то манипулирование цифрами, если не ложь, то попытка навешать лапши на уши министрам, а на самом деле даже не им, а украинскому народу.
Так, «Нафтогаз» планирует получить в 2018 году свыше 251,5 миллиарда дохода и 35,1 миллиарда гривен чистой прибыли. При этом, как отмечают эксперты, в планируемые доходы входит также около 45 миллиардов гривен, которые должны поступить в виде правительственных субвенций. Однако для «Нафтогаза» не секрет, что соответствующее постановление уже с 1 января 2018 года теряет силу, а все расчеты по льготам и субсидиям будут проводиться живыми деньгами согласно другому постановлению КМУ (№256).
Сомнительным выглядит также, как считают специалисты Міненерговугілля, заложенный в финплан доход от продажи газа (2,4 миллиарда гривен) для производственно-технологических потребностей «Укртрансгаза». Ведь «Укртрансгаз» отныне должен закупать услуги на конкурентном рынке через систему ProZorro. Следовательно, и приведенная сумма может существенно уменьшиться.
Проект финплана холдинга предусматривает импорт в 2018 году 8,94 миллиарда кубометров газа по средневзвешенной цене $271,5 за тысячу кубометров. В том числе и 3,8 миллиарда кубометров будет импортировано для потребностей населения и предприятий теплоэнерго.
Насколько обоснованы эти цифры? Согласно проекту финплана, компания в 2018 году планирует приобрести 14,6 миллиарда кубометров газа отечественной добычи, из которых 13,75 миллиарда для населения и теплокоммунэнерго. Но Концепция развития газодобывающей отрасли Украины предусматривает, что «Укргазвидобування» должен нарастить добычу газа в 2018 году до 16,5 миллиарда кубометров. Следовательно, реальная потребность в импортированном природном газе для поставок населению и теплокоммунэнерго должна была бы уменьшиться и вместо заложенных в финплан 3,8 миллиарда кубометров составлять 1,1 миллиарда.
Завышена и цена импортного газа, заложенная в финплан. Если фьючерсные цены на немецком хабе NCG на 2018 год составляют в среднем $230 за тысячу кубометров, то цена газа для нашей страны с учетом стоимости транспортировки и входа в ГТС не должна быть выше $262 за тысячу кубов, констатируют в Минэнероговугіллі.
Еще больше замечаний высказывают к доходной части «бюджета» «Нафтогаза». Почти все расходы компании в 2018 году планируется увеличить на 40—80% против финплана на этот год. На представительство Украины в арбитражном процессе, который проходит в Стокгольме, то есть на юридические, консалтинговые, консультационные услуги и на командировки планируются такие же суммы, как и в этом году, хотя окончательное решение суд должен вынести 28 февраля. При этом значительные суммы выделяются по разным договорам на те же услуги.
Так, договор на 6 миллионов евро предусматривает оплату юридических услуг по обеспечению прав и интересов Украины во время судебного разбирательства спора между НАК «Нафтогаз Украины» и ПАТ «Газпром». Договор на 30 миллионов гривен также предназначен для оплаты юридических услуг, связанных с обеспечением представительства интересов НАК «Нафтогаз» в зарубежных юрисдикциях, в том числе и в зарубежных государственных органах, зарубежных или международных судах, арбитражах в отношениях с другими лицами.
Украинским налогоплательщикам, как говорится, «в копеечку» обойдутся и юридические услуги, связанные с предоставлением правовой помощи по вопросам, возникающим в деятельности Наблюдательного совета «Нафтогаза» и ее комитетов. На это планируется потратить 550 тысяч евро.
Услуги по юридическому сопровождению договоров, заключенных в 2017 году по результатам открытых торгов с внешними советниками на предоставление инвестиционно-банковских услуг, связанных с обеспечением отделения деятельности по транспортировке и привлечением квалифицированного партнера к управлению ГТС, будут стоить потребителям газа и налогоплательщикам $2,9 миллиона. И это при том, что «Нафтогаз» даже не имел полномочий на закупку таких услуг. К тому же отделение деятельности по транспортировке уже урегулировано действующим постановлением правительства. В целом на юридические услуги планируется потратить 579,9 миллиона гривен, что больше прошлогодней суммы на 86,8 миллиона, или на 15%.
Просто шокируют запланированные расходы компании на заработную плату. Даже без учета резерва на выплату бонусов они превышают 1,3 миллиарда гривен, что на 143% больше, чем в 2017 году. Дополнительно к указанной сумме планируется создать резерв на выплату бонусов — 720 миллионов. Это на 157 миллионов больше, чем фонд заработной платы 2017 года.
Причем это рост будет касаться не столько рабочих и инженеров, что можно было бы приветствовать, сколько высшего руководства. Так, наблюдательный совет компании «стоит» налогоплательщикам 84,8 миллиона гривен. Каждый ее член будет получать 630 тысяч гривен в месяц. Кроме того, на обеспечение их работы (то есть проживание и переезды) запланировано 31,9 миллиона гривен, то есть по 670 тысяч гривен в месяц на каждого зарубежного члена НС. Кроме того, компания планирует оплачивать услуги внешних советников на $12 миллионов.
Странно это или закономерно при таких больших зарплатах, но «Нафтогаз» не исключает возможности финансовых махинаций и наличия коррумпированных сотрудников, поэтому планирует потратить на проведение независимых финансовых и антикоррупционных расследований 43,3 миллиона гривен. Интересно, что даже годовой отчет компании недешевое удовольствие. Его подготовка и печать стоят 1,8 миллиона гривен.
Вызывает сомнение и правомерность создания резерва сомнительных долгов в сумме более 21,2 миллиона гривен. Это обосновывается недостаточностью бюджетных расходов на 2018 год на финансирование льгот и субсидий.
Аудиторские услуги для «Нафтогаза» должны достичь 24,3 миллиона гривен (+26% к расходам 2017 года), консалтинговые и информационные услуги — 41 миллиона гривен (+ 46% к расходам 2017 года). К последним отнесены и расходы на разработку стратегии устойчивого развития и политики ее реализации, которая, как известно, уже разработана и в этом году представлена правительству, а также затраты на такую «полезную» статью расходов, как «проведение репутационного аудита компании».
И еще. Страховые услуги будут составлять 12 миллионов гривен (в 3,6 раза больше, чем в этом году); услуги по оценке имущества — 26,9 миллиона (в 3,5 раза больше, чем в этом году); организационно-технические услуги — 16 миллионов гривен (+95% к расходам 2017 года). Более того, «Нафтогаз», оказывается, оплачивает освещение вопросов своей текущей деятельности в СМИ и планирует потратить на такие цели 300 тысяч гривен. Другие административные расходы, согласно финплану (если бы правительство его утвердило), выросли бы до 847,9 миллиона гривен (+ 131% к расходам 2017 года).
Если подсчитать все вышеприведенные цифры, то появляется реальное основание утверждать, что «Нафтогаз», завышая в финплане расходы, искусственно уменьшил свою прибыль (на 21,2 миллиарда гривен), а следовательно, дивиденды и налоги. Понятно, что дополнительные и не слишком необходимые расходы прямо или опосредствованно ложатся на цену газа и существенно облегчают кошельки украинцев. Похоже, формула Конфуция в наших условиях действует немножко иначе: беднее становятся не жадные, которые так или иначе, но удовлетворяют свои прихоти, а бедные, которым придется за это платить.