Спящий вулкан глобальных финансов
Отклонение проекта конституционного договора ЕС французскими и голландскими избирателями было, по всей видимости, больше протестом против бесконтрольной глобализации, нежели отвержением Европы. Общая нестабильность социальных отношений — и, самое главное, уровня занятости — становится невыносимой для все большей части населения во многих развитых странах, а не только в Европе. Но стабильного экономического строя — по крайней мере, в демократических странах — быть не может, если избиратели отвергают саму его основу.
Восстановить капитализм после Второй мировой войны удалось благодаря трем необходимым видам регулирования: социальному обеспечению, послужившему главным стабилизатором, по крайней мере, в развитых странах; кейнесианским методам борьбы с внутренними циклическими спадами; универсальной политике высоких заработных плат, направленной на стимулирование общего уровня потребления, без которого гений капитализма — массовое производство — теряет свою эффективность.
Но начавшаяся в 1970 году перегруппировка богатых развитых стран вокруг монетаристской политики, пользующейся поддержкой экономистов вроде Мильтона Фридмана, привела к разрыву с этими принципами. Вскоре после этого доллар отошел от золотого стандарта. С тех пор международная финансовая система находится в состоянии постоянной нестабильности. Выросло количество финансовых кризисов, каждый их которых кажется серьезнее предыдущего.
В богатые страны мира снова вернулась нищета. Внутреннее и международное экономическое и финансовое неравенство растет с головокружительной скоростью. Уровень занятости становится все более нестабильным. А там, где безработицу предпочитают универсальной нестабильности рабочих мест, сдерживать ее стало практически невозможно.
Именно такому положению вещей французы и голландцы сказали «нет» два месяца назад.
Как это ни парадоксально, но объединенная Европа, скорее всего, будет гораздо более необходима в ближайшем будущем, чем в прошлом. Я не вижу ни одного объединения, за исключением ЕС, имеющего достаточный вес и ресурсы для того, чтобы уберечь европейцев от возможной имплозии.
Возьмем тот простой факт, что задолженность американской экономики составляет 600 миллиардов долларов. Соединенные Штаты не могут функционировать, не имея возможности занимать 1,9 миллиарда долларов в день, главным образом, у развивающихся экономик Азии и, прежде всего, у Китая.
Но эта поддержка может ослабнуть или даже прекратиться, если доллар упадет слишком низко, если цены на нефть поднимутся до слишком высокого уровня или если американская экономика неожиданно преподнесет обратные результаты. Фактически экономика США все больше и больше отдаляется от реальности. На долю ее производственного сектора приходится всего 11% ВВП. «Форд» и «Дженерал Моторс» находятся в тяжелом финансовом положении.
Тем временем, два спекулятивных мыльных пузыря — на рынке недвижимости и закладных — срослись друг с другом и доминируют сегодня в американской экономике. Обвал или, по меньшей мере, резкий спазм вполне возможен в недалеком будущем, и последствия — для Америки и всего мира — могут быть катастрофическими.
Эта нестабильность усложняет решение других серьезных проблем, влияющих на мировую финансовую систему. Национальный долг, необходимый всем странам, но особенно самым бедным из них, страдает от изменений в ставках процента и движения валютных курсов. Отсутствие последнего кредитора в критической ситуации в сегодняшнем мире только увеличивает угрозу, присутствующую в каждом кризисе.
Что еще хуже, проблемы на национальном уровне уже нельзя решать, не усугубив положения еще больше. Конечно — и даже прежде всего — в таких обстоятельствах огромные инвестиции, необходимые для преодоления экономической отсталости и вытекающего из нее недостатка средств, все чаще игнорируются миром международных финансов.
В то время, как богатым странам угрожает нестабильность, а бедные страны в основном оказываются предоставленными самим себе, восстановление мировой финансовой системы должно быть главным пунктом на глобальной повестке дня. Новое Бреттонвудское соглашение никогда не было более необходимым!
Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции и лидер Социалистической партии, в настоящее время является членом Европейского парламента.
Выпуск газеты №:
№165, (2005)Section
Экономика