Ставка на мелкие
Правительство обещает поддержать частные сельские хозяйстваМинистерство аграрной политики Украины разрабатывает программу государственной поддержки частных сельских хозяйств до 2015 года. Согласно концепции, предусматривается «стимулирующая» финансовая поддержка хозяйств при покупке мелкой сельской техники, оборудования для развития животноводства и развития хозяйственной инфраструктуры. Планируется также внести изменения в другие, «сопутствующие», нормативно-правовые акты, регулирующие ведение хозяйства и жизнедеятельность в селе.
В МинАПК подсчитали, что 60,1% производства валового продукта в аграрном секторе осуществляется частными сельскими хозяйствами (ЧСХ) — это в целом. А в частности, практически весь производимый в Украине картофель выращивается в ЧСХ. Сельские хозяйства производят также до 80% ягод, фруктов и овощей, а также 82% всего объема украинского молока и больше 50% отечественного мяса.
Под частными сельскими хозяйствами, по данным Госкомстата, занято порядка 6700 тысяч гектаров земли, дающих наиболее эффективный в отечественном сельском хозяйстве показатель производства. При этом, в ЧСХ, по словам заместителя министра аграрной политики Украины Романа Шмидта, наиболее трудоемкое производство, в связи с дефицитом инвестиционного потенциала. «Не секрет, что селяне до сих пор работают мотыгой, а землю пашут примитивным плугом, запряженным лошадьми или коровами, либо же бегают за местными фермерами весной и осенью, чтобы одолжить или арендовать элементарную сельхозтехнику. И в то время, как фермерские хозяйства стимулируются, как минимум, согласно двум специальным государственным программам, частные сельские хозяйства практически не обеспечены государственной поддержкой», — подчеркнул Шмидт.
Руководство МинАПК решило исправить «несправедливость», подготовив программу, стимулирующую развитие ЧСХ. Ведомство обещает за государственный счет компенсировать селянам 30—50% стоимости мелкой сельхозтехники, половину затрат на осеменение, на приобретение племенного скота и спецтехнику животноводства, а также определенную долю стоимости строительства для расширения хозяйственных помещений. Средства для финансирования данной Программы будут предусмотрены в государственном бюджете на 2009 год.
Частные сельские хозяйства, по словам Шмидта, получат поддержку также за счет изменений в законодательство, регулирующее кооперативную деятельность в части фиксации ее неприбыльного статуса, за счет принятия Закона «Об аграрном туризме», а также за счет усиления деятельности информационно-образовательных профильных госструктур.
Однако, совершенствование пока «не светит» главному закону, определяющему статус и регулирующему деятельность ЧСХ — Закону «О частном сельском хозяйстве». По словам президента Ассоциации фермеров и частных землесобственников Ивана Томича, исследование отечественного законодательства о ЧСХ позволило определить, что правовое положение сельских хозяйств до сих пор остается без адекватного законодательного обеспечения. Принятые законодательные акты регулируют, и то не в полной мере, имущественные, земельные, налоговые правоотношения, возникающие в ходе ведения гражданами частных сельских хозяйств. При этом другие общественные отношения, такие, как социальная защита, занятость, производственно-хозяйственная деятельность, господдержка хозяйств остались за пределами нормативно-правового обеспечения, что не способствует реализации селянами прав на государственное социальное страхование и не способствует занятости. Закон о ЧСХ во многом дублирует уже прописанные в других законодательных актах нормы, и, при этом, не определяет принципиальных вещей. Так, например, в законе четко не определена процедура регистрации ЧСХ, потому непонятно, какая разница между зарегистрированными и не зарегистрированными ЧСХ? Закон не дает ответов на вопросы, какой должна быть эта процедура, какие обязательства при этом возникают, какие права и обязанности обуславливает регистрация, какой правовой статус получают такие субъекты хозяйствования.
Стоит учесть также отсутствие «земельных норм» для ЧСХ. Так, кроме нормативных двух гектаров, селяне имеют право привлекать паи и унаследованные земли. Однако, не определены масштабы такого привлечения.
В свете вышесказанного непонятно, каким образом материальное стимулирование, которое собственникам частных сельских хозяйств обещает государство, может компенсировать отсутствие определяющей нормативно-правовой базы, без которой осуществление хозяйственной деятельности в Украине с ее несовершенными правовыми отношениями может оказаться как минимум убыточным, если не опасным.
Выпуск газеты №:
№175, (2008)Section
Экономика