Страхование: знакомство с черного хода
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990223/433-9_0.jpg)
Я часто наблюдаю, как в процессе общения со страховщиками у наших директоров по мере ознакомления со схемами страховых заработков происходит раздвоение личности: с одной стороны, они вынуждены продолжать переговоры, а с другой — они уже мечтают, как будут загребать деньги без помощи страхователей. На основании личного опыта я убедился, что возможность личного заработка — это пока единственное, что может заинтересовать директора в страховании, и этим я, пожалуй, принципиально отличаюсь от уважаемого г. Кузнецова — автора вышеназванной публикации. Я, конечно, не исключаю, что его компании посчастливилось занять такую страховую нишу, которая освобождает от необходимости обслуживать директорат. Но, тем не менее, я знаю, что страхование «по черному» составляет неотъемлемую часть украинской виртуальной экономики. Именно поэтому я счел необходимым дополнить картину страхового бизнеса, скопированную с западных образцов, более приземленными схемами, без которых отечественному руководителю страхование «по западному», быть может, вообще не нужно. Если говорить о сути такого страхования, то это способ обогащения директората преимущественно государственных предприятий (для частных компаний — это скорее способ увода доходов из-под налогообложения).
Конечно, страхование как вид воровства интересно тогда, когда игра идет по крупному. Сколько это «по крупному»? Сотни тысяч долларов. Как видите, в Украине деньги есть. Поэтому все сказанное ниже имеет отношение в основном к крупным предприятиям, которые в большинстве своем числятся за государством. Название «акционерное общество» не должно сбивать читателя с толку. В настоящем АО менеджерам было бы не позволено воровать, а собственникам воровать у самих себя незачем.
Для простоты восприятия воровство через страхование я подразделяю на два вида. Во-первых, это присвоение денег предприятия с помощью профессионального страховщика (я точно знаю, что филиалы западных компаний такими клиентами не брезгуют). За такими услугами обращаются не очень жадные, рационально мыслящие или не очень влиятельные директора. Во-вторых, это «карманное» страхование. Оно жизнеспособно тогда, когда учредитель компании имел достаточно денег, влияния и ума, чтобы окупить затраты, связанные с организацией страховой компании. Правда, в таких компаниях о страховании напоминает только название фирмы.
Почему же так выгодно «страховаться»? Потому что важнейшим преимуществом страхования является то, что здесь в ходу только живые деньги, а страховать можно все что угодно от чего угодно, даже от пожара во время атомной войны. С этой целью страховая компания и директор заключают негласный договор. Суть его в том, что в договоре страхования будут указаны нереальные страховые случаи и завышенные суммы страховых взносов. Под эту договоренность готовятся пакеты документов, где прописываются детали страховых услуг и их стоимость (тарифы). И поскольку тарификация в страховом деле — материя тонкая, то завысить тарифы довольно легко. Как правило, 20% от суммы уже завышенного страхового взноса обналичивают. Доход затем кладется в карман страховщика и страхователя в пропорции 50% на 50%. Таким образом, страховой платеж состоит из себестоимости услуги, прибыли страховой компании и так называемой «дельты», распределяемой между страховщиком и страхователем. 10% «заработка» для директора — это средняя величина. По отдельным страховым сделкам «дельта» может доходить и до 50%, и до 90%. Обычно это страховки «от того, чтобы мыши станок не погрызли», хотя в любом случае возможности директора, степень его контроля над предприятием будут определяющими.
После того, как на счет страховой компании попадают деньги, часть их идет на перестрахование (для случаев, когда что-то и в самом деле страхуется), в основном за рубеж, а часть, предназначенная для директоров, обналичивается. Механизм получения доходов от страхования директорами предприятий, находящихся полностью или частично в государственной собственности, осложняется тем, что у некоторых директоров есть желание украсть, но нет живых денег. В таком случае они вынуждены прибегнуть еще и к услугам финансового посредника, который денежные суррогаты (векселя, другие псевдоактивы) превратит в денежную форму. Еще совсем недавно страховые компании очень активно «сводили» продавцов и покупателей энергетических векселей. Теперь они иногда занимаются векселями промышленных предприятий. Но предпочтение все же отдается деньгам.
Получать доходы от страхования могут не только юридические лица, но и подразделения крупных холдингов. Поэтому если страхователем оказывался филиал, то есть структура без собственного расчетного счета в банке, тогда в дележ включается еще один участник — от правления. В Украине масса таких субъектов, особенно в отраслях естественных монополий — на транспорте, атомной энергетике, коммуникациях... Таким образом, и в тех случаях, когда спрос на «услуги» страхования предъявляется от имени «государственных национальных компаний», нужно понимать, что в «страхование» решили поиграть самые важные персоны государства. Люди, подобные мне, т.е. причастные к страховому бизнесу, часто наблюдают, как со сменой руководства ведомства (чаще всего) или госпредприятия (директора увольняются реже) меняется страховая компания, их обслуживающая. Доходит даже до анекдотичных ситуаций. Стоит только распространиться слуху о том, что где-то грядет волна увольнений, как претендентов начинают обхаживать президенты страховых компаний с предложениями, от которых бывает трудно отказаться. Да никто и не отказывается, если только не имеет наполеоновских планов и не мечтает о собственной компании. Это связано с тем, что каждый новый руководитель не хочет класть деньги в свой карман с помощью страховщиков, обслуживавших его предшественника, — директора или министра. Хотя министры здесь в худшей ситуации, поскольку их доступ к активам предприятий сильно опосредован. Возможно, после концентрации управленческих полномочий в Агентстве по управлению корпоративными правами или в отраслевых министерствах ситуация для министров улучшится. Однако не стоит надеяться, что директора так просто уступят им свои заработки.
Должен сказать, что у цивилизованного воровства «через страхование», которое мне более симпатично по причине его приближенности к собственно страхованию, есть один враг. Это желание страхователей украсть больше, чем те реально могут. Именно избытком такого стремления объясняется появление у государственных ведомств-холдингов собственных страховых компаний. Они думают так: зачем нам делиться с какой-то страховой компанией, когда можно все 100% платежей положить в собственный карман? В Украине каждый уважающий себя холдинг имеет в своем составе джентльменский набор определенных финансовых инструментов — банк, оффшор, страховую компанию и увешанные долгами промышленные предприятия. Следовательно, если выше говорилось в основном о настоящих страховых компаниях, которые, помимо страхования, помогают «капитану» производства воровать активы вверенного предприятия, то ниже речь идет о «карманных» страховых компаниях. Функция такой страховой компании — перекачивание денег из предприятия «в карман» учредителей компании. А среди ее учредителей, естественно, окажутся либо руководители холдинга, либо их родственники, либо их доверенные лица. Такие «страховые» компании страхованием как таковым вообще не занимаются. Их назначение — приумножать бывший государственный, а ныне частный капитал учредителей — через кредитование, размещение за границей, инвестирование, покупку недвижимости. Чтобы не быть голословным, приглашаю читателя заглянуть в регулярно публикуемые рейтинги страховых компаний. Отсутствие страховых выплат при наличии больших (и очень больших) страховых взносов — верный признак описанной выше структуры.
Решив откликнуться на газетную публикацию, у меня не было желания очернять страховой бизнес. Я прекрасно понимаю, что продается лишь то, что покупается. И если у страхователей нет мотива не воровать, то страховщики ничего с этим поделать не могут. А вот что нужно сделать, чтобы такой мотив появился, они точно знают. Решения о страховании должны приниматься собственниками активов, а не их суррогатами.
Выпуск газеты №:
№33, (1999)Section
Экономика