Так мы «воюем или торгуем»?*
или Почему Верховной Раде не хватило голосов для принятия закона о национализации имущества государства-агрессора и его резидентов
В пояснительной записке Законопроекта № 2497 указано, что он был разработан «с целью определения правовых принципов осуществления национализации имущества в Украине государства-агрессора и его резидентов (принудительного изъятия объектов права собственности по мотивам общественной необходимости) в соответствии со статьями 41, 85 и 92 Конституции Украины».
Национализация, в соответствии с текстом документа, должна была коснуться «движимого и недвижимого имущества, средств, вкладов в банках, ценных бумаг и других активов или корпоративных прав, расположенных (зарегистрированных) на территории Украины, которые непосредственно или через афилированных лиц принадлежат государству-агрессору и его резидентам». В целом, как подсчитали эксперты, закон задевал практически каждую 10-ю из 200 крупнейших в Украине компаний.
Если говорить о фамилиях, то, по словам нардепа-соавтора законопроекта Игоря Мосийчука, национализация должна была коснуться в первую очередь активов, связанных с российским бизнесменом, депутатом Госдумы Александром Бабаковым. Именно ему принадлежит треть областных энергокомпаний Украины. «Есть еще Константин Малофеев. Ему принадлежит завод в Полтавской области по производству детского питания», — добавил Мосийчук. К этому списку фамилий можно также добавить российского бизнесмена Константина Григоришина, считает нардеп.
Отметим, что в соответствии с текстом законопроекта, решение о национализации того или иного объекта должна была принимать Верховная Рада. Впрочем, депутаты не нашли голосов, чтобы принять Законопроект № 2497.
«За» внесенный лидером Радикальной партии Олегом Ляшко документ на заседании парламента в четверг проголосовало всего 190 народных депутатов при необходимых 226. Меньше всего голосов в пропорциональном отношении к количеству депутатов фракции — члена коалиции дал... «Блок Петра Порошенко», несмотря на то, что накануне «радикалы» в СМИ заверяли, что этот Законопроект появился в ответ на проблемы президентской кондитерской фабрики в Липецке.
«За» проголосовали всего 63 народных депутата из 146 членов фракции БПП, и 46 — «не голосовали». Среди тех, кто «не голосовал» — экс-пресс-секретарь Петра Алексеевича Порошенко Ирина Фриз, сын Президента — Алексей Порошенко, «новая генерация» Сергей Лещенко и Светлана Залищук, лидер фракции — Юрий Луценко. Именно последний, как свидетельствуют источники «Дня», и убедил фракцию не поддерживать эту инициативу Ляшко.
Журналистам Юрий Луценко объяснил, что законопроект носит декларативный характер и не имеет серьезных последствий для России. «Давайте напишем грамотный закон. Голосовать за лозунги — неправильно», — подчеркнул Луценко. По его мнению, закон в таком виде не будет работать. Впрочем, ни когда это «напишем» произойдет, ни кто его будет писать, Луценко не ответил. К примеру, его коллега, член фракции Блока Петра Порошенко Анатолий Матвиенко в комментарии «Дню» «честно признался», что он до таких законодательных инициатив «еще не дорос». (подробности — прямой речью в комментарии под этим текстом. — А.Д.-Р.)»)
Закон, как рассказали «Дню» эксперты, с юридической точки зрения и в самом деле по сути был «пуст», хотя важный момент в нем все же был прописан, и касался он того, что никакой денежной компенсации от национализации имущества РФ получать не будет, пока не остановит военную агрессию против Украины. Но все, о чем шла речь дальше, вступало в противоречие с уже принятым Законом о санкциях. Впрочем, подчеркнем, что это не помешало профильному комитету (комитет ВРУ по вопросам экономической политики) рекомендовать его к принятию. «Комитет по вопросам экономической политики на заседании 8 апреля 2015 года рассмотрел поданый народными депутатами Украины Ляшко О.В., Вовком В.И., Скуратовским С.И. и другими проект Закона Украины о национализации имущества в Украине государства-агрессора и его резидентов (реестр. № 2497 от 31.03.2015) и принял решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять упомянутый законопроект за основу», — говорится в размещенном на официальном сайте ВРУ заключении комитета за подписью его главы — депутата от фракции «Народный Фронт» Андрея Иванчука.
Юристы Закон о национализации российского имущества считают политическим фарсом. Поскольку, говорят они, для того, чтобы наказать агрессора путем изъятия его собственности на территории Украины, вовсе не нужны «дополнительные законы». «Хочу напомнить, что по инициативе Минюста Рада приняла решение о введении санкций против юридических и физических лиц РФ. Но и этот акт был не нужен. Когда агрессор нападает на страну и страна признает его «агрессором» (а не проводит АТО), по международному праву не нужны специальные законы. Если есть часть РФ в каких-то предприятиях и их деятельность вредит Украине, то решение о национализации можно принимать с помощью актов прямого действия (решением Рады, СНБО, Кабмина). Это касается не только российских посольств и консульств, но и больших корпораций», — говорит юрист Станислав Батрин.
И все-таки пока Украина, имея такой набор инструментов для обороны, все еще почему-то (!) «стесняется» их применять, Россия только в Крыму и только по официальным данным Министерства иностранных дел Украины уже национализировала 400 украинских предприятий и захватила 18 газовых месторождений.
КОММЕНТАРИИ
«ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЛАСТНЫХ КРУГОВ ИМЕЮТ СОБСТВЕННОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»
Олег БЕРЕЗЮК, народный депутат, глава парламентской фракции «Самопоміч»:
— Этот вопрос до конца не был проговорен членами коалиции, именно поэтому он провалился в парламенте. Вообще, этот законопроект был внесен настолько неожиданно, что мы не успели обсудить его даже внутри фракции. Но такие серьезные законопроекты должны обсуждаться. И нужно, чтобы на совете коалиции и внутри ее фракций экономисты и юристы объяснили суть вопроса национализации имущества агрессора.
Мой голос за этот законопроект был символичным, ведь на территории государства, часть которого оккупирована, агрессор не может получать прибыль. Это очевидная вещь. А получается так, что Россия с нами воюет, захватывает наши территории, а мы живем по принципу «ничего личного — только бизнес».
Конечно, данный закон поднимает очень сложный вопрос и требует серьезных обсуждений внутри коалиции, но враг не имеет права зарабатывать деньги на нашей территории, чтобы использовать это против нас.
Несомненно, законопроект нуждается в более глубокой доработке, и Рада, почувствовав это, сделала вывод. Но, безусловно, законопроект не поддержали еще и потому, что определенные представители властных кругов имеют собственность на территории России.
Вообще, на следующей неделе мы сделаем ряд информативных заявлений о бизнесе, который работает на территории Украины, а его владельцы находятся на территории «ДНР-ЛНР» или еще дальше. Их нужно разыскивать и выяснять.
«ЭТО ВЫГЛЯДИТ КАК ЛИЧНЫЙ ПИАР И НАГНЕТАНИЕ ОБСТАНОВКИ»
Анатолий МАТВИЕНКО, народный депутат, заместитель главы парламентской фракции «Блок Петра Порошенко»:
— Я никогда не поддерживаю популистские законы. Это большая болезнь, которая сегодня мешает Украине стоять на ногах и, тем более, двигаться в Европу. Это пустой закон, поэтому пусть голосует за него тот, кто хочет жить пустотой.
Национализация — это не экспроприация. Если государство хочет национализировать чье-то имущество, оно, по процедуре, должно принудительно выкупить его у владельца. Я не думаю, что сегодня мы имеем такую возможность и ресурсы.
В законопроекте нужно определить, чье имущество национализируется: идет ли речь о владельцах, завзято воюющих в Украине, о физических или юридических лицах, по какому принципу это определяется, за какие средства.
К тому же не все россияне одинаковы, и те, кто болеет за Украину, должны быть поощрены в этом. Если они отстаивают объективные интересы Украины, с ними так поступать нельзя. Кроме того, в законопроекте нет никакой нормы — в нем говорится лишь о том, что нужно принять закон о национализации. Поэтому если кто-то хочет готовить закон о национализации, пусть его и готовит. А пока что это выглядит как личный пиар и нагнетание обстановки. Вообще, этот прецедент был бы неправильным, ведь завтра по нему можно начать национализировать любое имущество любого государства или владельца.
Если упоминают в этом вопросе собственность в Крыму, то за нее мы должны судиться в международных судах, возлагать ответственность на страну, совершившую это преступление, и арестовывать ее имущество по решению этих судов. Если же мы примем закон о национализации, Россия зеркально примет такой же закон.
«СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ, КОТОРЫЕ НЕ ВСЕГДА ОТВЕЧАЮТ ИНТЕРЕСАМ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА»
Виталий КУПРИЙ, народный депутат, внефракционный:
— За законопроект не голосовали Юрий Луценко и команда, очень приближенная к Президенту. Я считаю, что таким образом они реализовали указание главы государства. У него в России есть определенные бизнес-интересы, ведь он до сих пор не выполнил предвыборное обещание и не продал собственные фабрики, в том числе в Липецке. В конфликте Порошенко как предпринимателя и Порошенко как государственного деятеля предприниматель-бизнесмен выиграл. И теперь не стоит ждать, что кто-то будет поддерживать какую-то новую версию данного законопроекта — это обман, ведь подобное уже произошло с Римским статутом и многими другими законопроектами, полезными для государства, которые по указанию Петра Порошенко были заблокированы. Произошедшее в Раде показывает, что существуют определенные договоренности, которые не всегда отвечают интересам нашего государства, но Президент все равно воплощает их в жизнь. Это саботаж со стороны Президента, который нельзя объяснить здравым смыслом — только наличием конфликта интересов.
Конечно, этот документ можно критиковать, но он позволял сделать определенный принципиальный шаг. В нем есть соответствующая норма, предусматривающая принятие законопроектов относительно конкретных объектов для национализации. И нам не нужно предоставлять правительству какие-либо права относительно национализации, ведь когда мы привлекаем в этот процесс чиновников, мы не получаем соответствующего результата. Если же это утверждено в виде закона, то предусматривает определенную ответственность в случае его невыполнения.
В нем не прописывается, что именно нужно отобрать, заявлено лишь о намерениях это сделать, что было бы дополнительным давлением на РФ в вопросе компенсации или возвращения имущества, которое было грубо, безапелляционно и незаконно отнято у нашего государства в Крыму. И все депутаты, поддержавшие этот законопроект, хотели получить хоть какой-то ответ на такую агрессию.
* Вопрос «Мы воюем или торгуем?» в контексте промедления с применением экономических инструментов противодействия агрессору впервые «День» задал Президенту Украины Петру Порошенко в декабре прошлого года на итоговой пресс-конференции.
Выпуск газеты №:
№66, (2015)Section
Экономика