Таможню хотят отдать в... лизинг
Эксперт: «Чтобы побороть коррупцию на «границе», привлечения иностранных управленцев — недостаточно»
Ротация руководства украинской таможенной службы продолжается. Только если раньше она ограничивалась сменой глав отдельных органов, например, увольнение руководителя Одесской таможни, то теперь к управлению украинской границей могут привлечь еще и иностранные компании.
Как заявил в понедельник лидер фракции «Самопоміч» Олег Березюк, британская компания заинтересовалась идеей получить в управление украинскую таможню. «Было предложение отдать таможню под контроль или аутсорс на полтора года аутсорсинговым компаниям Германии, Британии, Швейцарии. Так вот, с помощью посольства Британии, в сотрудничестве с комитетом, есть компания, которая это делает в мире очень успешно», — сказал Березюк, не уточнив название компании. Также депутат сообщил, что британская компания еще месяц тому назад запрашивала в Кабинете Министров базовую информацию.
Напомним, еще в апреле Олег Березюк заявлял, что Кабмин положительно воспринял предложение «Самопомочі» передать управление украинскими таможнями иностранным экспертам. Премьер-министр Арсений Яценюк дал соответствующее поручение министру экономики детально проработать такую возможность.
К слову, механизм передачи таможни фактически в лизинг иностранным компаниям — достаточно распространенная мировая практика. Следовательно, по словам Березюка, подобный опыт уже имеют Болгария и Румыния. В целом же, по подсчетам депутата, таким образом государство сможет вернуть в бюджет 300 миллиардов гривен, необходимых для обеспечения социальных выплат.
«День» поинтересовался, как мировой опыт в управлении таможней сможет заработать в украинских реалиях, в частности, каковы его преимущества и риски.
Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации:
— Многие бизнесмены давно говорили о возможности использования такого опыта в Украине. Ведь в течение всех лет независимости Украины было очень трудно устранить коррупцию на таможне.
Сработает ли этот механизм — покажет время. Очевидно, для бизнеса это будет положительная новость. Тем не менее, забегать наперед не стоит. Нужно посмотреть еще, поставят ли эту компанию решать проблему коррупции и контрабанды на таможне, справится ли она с этим, и какие результаты получит общество.
Вместе с тем работа иностранных управленцев будет зависеть от того, какие задания они получат. Если будет задание побороть коррупцию и закрыть все рынки для того, чтобы не проходила контрабанда или серый импорт — об этом их и нужно будет спрашивать. Конечно, могут быть искушения. Но компания, которая дорожит своей репутацией и именем, будет отказываться от таких искушений. В то же время остается еще один вопрос — выберет ли такой путь сама украинская власть?
Поэтому на уровне идеи — это хорошее решение, но стоит дождаться имплементации.
Во-вторых, у нас должна быть своя политическая воля разобраться с проблемами на таможне. Поэтому, думаю, если не решатся основные вопросы, которые порождают коррупцию и серый импорт в Украине, то иностранные управленцы ее не решат тоже. Речь идет, во-первых, о заработных платах людям, которые работают на таможне, во-вторых — исключение условий для коррупции, а в-третьих — неотвратимость наказания. Иначе какую бы заработную плату не поставило государство, красть все равно будут.
Поэтому британская компания — хорошая идея. Но и нам следует понять, что необходимо самим работать над тем, чтобы побороть коррупцию. И это нужно достигать не только путем приглашения иностранных коллег, но и самим менять регуляторы и иметь решимость наказывать тех людей, которые эти регуляторы нарушают.
Выпуск газеты №:
№104, (2015)Section
Экономика