Перейти к основному содержанию

Тайные приемы против лома

Частные предприятия, собирающие металлолом, становятся объектами дискриминации и произвола
11 июля, 00:00

Кто бы мог подумать, что металлолом является одной из проблем, мешающих Международному валютному фонду возобновить финансирование Украины по программе EFF. Первый вице- премьер Юрий Ехануров сказал «Дню», что отмена ограничений на вывоз металлолома наряду с семенами подсолнечника и шкурами животных входит в пункт требований МВФ, который правительство предлагает снять или записать в другой редакции. «Но металлолом мы не будем ставить в этот вопрос...» То есть можно понять, что тут сопротивление Украины уже сломлено.

Проблема выглядит так. Металлолом нужен и нам, и Западной Европе. Но если не ставить ограничений, то он весь уйдет за рубеж, а украинская металлургия останется, как говорится, на бобах. Знают ли об этом в правительстве? Безусловно. Но надеются, что смогут препятствовать экспорту металлолома как-то незаметно для Запада, официально не принимая на себя ответственности за это. Тем более что у металлосборщиков, по мнению правительства, есть ахиллесова пята, позволяющая надеть на них государственную узду: часть металлолома попадает на приемные пункты в результате воровства всего, что плохо лежит. Именно это стало официальным поводом для гонений и запретов, хотя на самом деле их причины гораздо глубже. Дело зашло так далеко, что вмешался Антимонопольный комитет. Два месяца тому назад государственный уполномоченный АМК Александр Бурдин решил завести дело по признакам нарушений антимонопольного законодательства в Днепропетровской области, где облгосдаминистрация запретила вывозить металлолом за пределы «своей» территории. Но когда «День» поинтересовался у начальника второго исследовательского управления АМК Николая Сорокина тем, как идет разбирательство, стало ясно, что до него руки борцов за конкурентную среду еще не дошли. «К сожалению, спрогнозировать срок завершения расследования не могу — очень много дел», – сказал Н.Сорокин. Впрочем, он оказался в курсе событий и сообщил, что в некоторых районах Днепропетровской области, в частности в Кривом Роге, приняли «еще более свирепые, чем облгосадминистрация, распоряжения, направленные на недопущение вывоза металлолома. «Еще страшнее, — считает Николай Валентинович, — обстоят дела в Сумской области. Видимо, такой процесс идет по всей Украине».

Между тем, в компаниях, занимающихся сбором металлолома, считают, что к запретительным мерам и давлению на сборщиков обладминистрации подтолкнули не столько массовые злоупотребления, вплоть до кражи латунных дощечек с кладбищ, сколько столкновение интересов различных кланов. Один из операторов рынка описывает ситуацию так: «Приходят новые люди в правительство, смотрят: какой кусок лежит! — значит, нужно «навести порядок». В результате, по его мнению, для получения лицензии теперь требуется «немыслимый пакет документов». Кстати, в ходе конфиденциальных разговоров в юридических фирмах, решающих вопросы оформления лицензий, выяснилось, что на взятки «на местах» при сборе необходимых документов уходит 2/3 платы, получаемой юрфирмой за свои услуги. Директор одного донецкого внешнеэкономического предприятия так описывает свои впечатления от запрета на экспорт лома за пределы области: «Когда мы столкнулись с этой проблемой, то быстро осознали, что она создана для того, чтобы чиновники на ней грели руки. До сих пор в области нет никакой инструкции о порядке получения соответствующего разрешения, все делается по доброй (или недоброй) воле чиновников».

К счастью, такой подход восторжествовал не везде. Замдиректора процветающей «на металлоломе» фирмы «Мета Компании» Наталья Королевская сказала «Дню», что «не ощущает прессинга или каких-либо нездоровых, неоправданных мер». Из этого несложно сделать вывод, что лучшая помощь со стороны обладминистраций — невмешательство. Работать и решать все вопросы в своей сфере должны профессионалы. Доказательством в данном случае может послужить история Украинской ассоциации металлолома. Созданная в 1999 году, когда металлургические предприятия страны оказались перед угрозой остановки из- за отсутствия металлолома, поставлявшегося преимущественно на экспорт, она сумела переориентировать потоки этого важного сырья благодаря внедренному правительством по ее предложению механизму балансового обеспечения металлоломом отечественных производителей и экспортных поставок. Это был один из тех нечастых случаев, когда и волки (металлургические заводы) оказались сыты, и овцы (сборщики металлолома) — целы.

К концу года положение на рынке стабилизировалось, и с ассоциацией уже не могли не считаться. 15 декабря прошлого года она заключает соглашение с Госпромполитики и затем совместно с этим комитетом 24 марта 2000 года утверждает порядок взаимодействия, к которому присоединилась и Ассоциация предприятий металлургии. Но еще 29 декабря раздался первый удар грома. Новый премьер-министр Виктор Ющенко предписывает Василию Гурееву немедленно отозвать в установленном порядке все без исключения лицензии на право предпринимательской деятельности по сбору, переработке, покупке и продаже лома цветных металлов, а также пересмотреть и решительно упорядочить, сократить количество разрешений на сбор черных металлов. Трудно сказать, предусматривал ли установленный порядок немедленный отзыв всех без исключения лицензий в течение двух дней. Более того, у автора есть подозрение, что огульная отмена лицензий не предусмотрена законодательством, а предусмотрены только конкретные судебные или несудебные, но все же разбирательства в случае конкретных же нарушений.

Как бы там ни было, постоянная «погоня» за лицензиатами с целью «наведения порядка» значительно ограничила их численность за последние 3 года: из 5472 лицензий после проверок и перерегистрации на сегодняшний день осталось 2416. Правда, как считают в Госпромполитики, проблемы, из-за которых проводилась «зачистка», остались: «особенно это относится к кражам государственного имущества с целью его дальнейшей реализации как металлолома». (Между прочим, цитировавшийся выше руководитель одной из фирм поведал, что в его компании существует четкое правило: если в ломе, доставленном подрядчиком, окажется, к примеру, канализационный люк, все отношения с таким партнером прекращаются).

Описанные меры, пусть с натяжкой, все же можно отнести к категории «наведение порядка». Чем меньше субъектов, тем легче ими управлять, а также контролировать и направлять потоки металлолома, что почти равнозначно потокам денежным. И тем не менее порядок взаимодействия не просуществовал и месяца, как был приостановлен распоряжением Госпромполитики, который получил соответствующее указание первого вице-премьера. Трудно было объяснять мотивы этих действий заместителю председателя комитета Сергею Грищенко. Он просто зачитал «Дню» выдержку из соответствующего решения: «Учитывая положительные изменения, произошедшие на протяжении последних месяцев в обеспечении металлоломом, отменить соглашение о внедрении механизма балансового обеспечения, а также дополнение №1 к указанному соглашению — порядок взаимодействия между Комитетом и ассоциациями металлолома и предприятий черной металлургии». Итак, отметив положительные изменения, отменить...

Пожалуй, только с помощью такой железной логики (мол, мавр сделал свое дело...) можно бороться с ломом, против которого, как известно, нет приема.

Однако металлурги (а С. Грищенко — металлург с именем, не «бумажный», а настоящий высококвалифицированный специалист) видят и другую, внешнеэкономическую причину такого ренессанса командно-административных методов. Он допускает, что отмена успешного порядка произведена в ответ на критику со стороны Евросоюза, высказанную на заседании подкомитета по углю и стали комитета «Украина — Европейский Союз». Союзникам, по-видимому, не понравилось, что благодаря этому соглашению Украина без официальных решений правительства сумела ограничить поставку металлолома на экспорт, обеспечив в первую очередь потребности своей металлургии, то есть позаботившись о национальных интересах.

В беседе с заместителем председателя Комитета Верховной Рады по промышленной политике Вадимом Гуровым выяснилось еще несколько обстоятельств. Характеризуя описанные выше события на рынке металлолома, он сказал: «Это (указание первого вице-премьера об отмене соглашения. — Авт. ) очередная серьезная ошибка правительства. Когда у нас плохо, мы ищем пути, как решить проблему. А когда вышли из тяжелого положения — сразу находится много недовольных. Теперь все заводы имеют лома столько, сколько нужно, и даже могут создавать зимние запасы. Недоступную по многим причинам для правительства задачу выполнила общественная организация.

А теперь правительство, прервав взаимодействие с ассоциацией, совершает большую ошибку. Если опять дело пойдет так, как было раньше, отечественные заводы останутся без металлолома».

Похоже, мнение народного депутата не является гласом вопиющего в металлоломной пустыне. С. Грищенко также считает, что комитету следует восстановить прерванные отношения с ассоциациями: «Мы ищем новые формы совместной работы. Подготовлено новое соглашение, включающее более широкий спектр вопросов. Документ направлен в Минюст, Антимонопольный комитет и Комитет по регуляторной политике и предпринимательству».

Однако, по слухам, где-то в министерских коридорах разрабатываются новые «приемы против лома»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать