Перейти к основному содержанию

Теплоэнергетика – в долговой яме

О «льготах» и разнице в тарифах
04 апреля, 20:00
«АВАРИЯ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Предприятия теплокоммунальной энергетики уже не первый год являются самыми большими должниками НАК «Нафтогаз Украины» за потребленное «голубое» топливо. По состоянию на 1 марта, по данным газового монополиста, их суммарная просроченная задолженность составляет 17,3 млрд грн, из них за 2016 год — 1,6 млрд грн.

При этом отмечается, что первенство по суммарной просроченной задолженности занимают предприятия ТКЕ и ТЭЦ Донецкой (5 млрд грн), Днепропетровской (3,9 млрд грн), Харьковской (1,2 млрд грн), Луганской (1 млрд грн) областей и Автономной Республики Крым (0,9 млрд грн). По результатам первых двух месяцев 2016 года — предприятия Днепропетровской (388 млн грн), Харьковской (214 млн грн) и Донецкой (204 млн грн) областей.

Средний текущий уровень расчетов за природный газ для производства тепловой энергии сейчас составляет 69%. Самые низкие показатели фиксируются у предприятий Тернопольской (21%), Кировоградской (23%), Донецкой (27%), Луганской (28%), Херсонской (28%) областей. Самый высокий — у предприятий Закарпатской (100 %), Черкасской (100 %), Сумской (86 %), Черновицкой (82%) областей и города Киева (100%).

Однако в наращивании задолженности виновны не столько сами предприятия-должники, сколько система, которая сознательно подводит тепловиков к долговой яме. Причинами образования огромных долгов являются:

•  убыточный тариф до 2014 года и невозмещенная разница в тарифах;

•  дебиторская задолженность перед предприятием из-за неуплаты потребителями;

•  задолженность государства за возмещение льгот и субсидий;

•  «выведение» средств через завышенные закупки и другие коррупционные действия самого предприятия.

Сегодня речь пойдет только о разнице в тарифах.

Разница в тарифах — это компенсация из государственного бюджета теплоснабжающим предприятиям части расходов на производство тепловой энергии, которая до недавнего времени не покрывалась действующим тарифом на теплоэнергию для населения. Для этого из всего объема реализованного тепла абонентским отделом высчитывается количество реализованного тепла населению, бюджетным организациям и юридическим лицам. После этого пропорционально высчитываются расходы на реализацию тепла для населения. Расходы, заложенные в тариф на реализацию для населения тепла, — устойчивая величина. Разница между фактическими расходами для населения и расчетными (заложенными в тариф) — и есть сумма, которую государство должно компенсировать предприятиям ТКЭ ежемесячно.

В 2014 году было принято политическое решение о повышении тарифов на отопление для населения с целью приведения их к уровню, который покрывает себестоимость, включает инвестиционную составляющую и минимальную прибыль. Очевидно, что разница в тарифах должна была бы исчезнуть как явление. Однако этого не произошло, поскольку фактические расходы предприятий все равно превышают расчетные. К тому же, не решена проблема со старой задолженностью.

16 июля 2015 года Президент Украины подписал Закон Украины № 626-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг», в соответствии с которым «установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается». В заключительных положениях данного Закона предусмотрено, что до 1 июля 2017 г. Кабинет Министров Украины года должен принять меры по возмещению предприятиям в полном объеме разницы в тарифах, которые утверждались и/или соглашались органами государственной власти или органом местного самоуправления до 1 января 2016 года.

По закону  Украины «О государственном бюджете Украины», основными источниками аккумулирования средств для предоставления государственной субвенции на разницу в тарифах являются поступления от налоговых обязательств предприятий электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей, предприятий, которые предоставляют услуги по производству, транспортировке и снабжению тепловой энергии, предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода.

Субвенция на погашение задолженности по разнице в тарифах — это обязательство государства перед предприятиями ТКЭ. Предприятия ТКЭ, в свою очередь, имеют обязательство перед предприятиями электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей, налоговые долги, которые как раз формируют источники погашения субвенции на возмещение разницы в тарифах. Таким образом, складывается ситуация, когда у всех участников есть общие обязательства, которые возможно закрыть одной операцией. Постановлением Кабинета Министров № 375 от 3 июня 2015 года был утвержден порядок проведения зачета по взаимным обязательствам.

Но на практике возникла ситуация, когда сумма долгов государства превысила сумму долгов государству, то есть источники покрытия субвенции на возмещение «разницы в тарифах» меньше, чем утвержденная разница в тарифах. В свою очередь, это привело к накоплению долгов предприятий ТКЭ перед НАК «Нафтогаз».

Так, согласно письму-ответу НАК «Нафтогаз» № 26-464/1,2-16 от 26 января 2016 года, задолженность теплокоммунэнерго за потребленное «голубое» топливо в период с 2013 по 2016 год возмещалась разницей в тарифах лишь частично.

В частности, в 2014 году государство компенсировало теплокоммунэнерго 10,79 млрд грн разницы в тарифах при существующей задолженности в расчетах предприятий за потребленный газ на начало года в 17,15 млрд грн, а в 2015 году — лишь 3,15 млрд грн при существующей задолженности на начало года в 13,8 млрд грн. Соответственно, на начало 2016 года долг ТКЭ составлял 17,65 млрд грн.

Примечательно, что все долги ТКЭ за «голубое» топливо включают в себя не только тело просроченной задолженности предприятия, но и начисленные НАК «Нафтогаз» штрафные санкции и пеню за неуплату или частичную оплату потребленного газа, которые компания отстояла в судах.

При этом подчеркнем: распределение бюджетных средств на возмещение разницы в тарифах происходило неравномерно. В большинстве областей объем выделенной компенсации не перекрывал существующую задолженность.

Тогда как в отдельных регионах объемы выделенной разницы в тарифах превышали существующую задолженность предприятий за потребленный газ.

Или даже покрывали не только сумму основного долга предприятий, но и штрафные санкции и пеню.

Согласно Постановлению Кабинета Министров № 375 от 3 июня 2015 года, главным распорядителем и ответственным исполнителем бюджетной программы по возмещению разницы в тарифах является Министерство регионального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Пункт 2 постановления предусматривает, что перечисление субвенции осуществляется на сумму задолженности, которая образовалась на начало месяца, в котором проводятся расчеты, и не погашена на дату заключения договора об организации взаиморасчетов. То есть сумма субвенции не может превышать сумму долговых обязательств. Очевидно, что распределение средств на возмещение разницы в тарифах происходило в «ручном режиме». А между тем общая задолженность предприятий за потребленное «голубое» топливо росла.

Стоит отметить, что при условии возмещения государством разницы в тарифах предприятиям ТКЭ долги перед «Нафтогазом» вместе со штрафными санкциями можно было бы покрыть. В 2014—2015 годах для многих предприятий теплокоммунальной энергетики такая возможность была утрачена. Если не принять меры, она будет утрачена и в этом году.

Можно сделать вывод, что механизм возмещения разницы в тарифах неэффективен и недостаточно прозрачен. Государство из-за наличия долгов по возмещению этой разницы способствует начислению НАК «Нафтегаз» дополнительных штрафных санкции и пени предприятиям ТКЭ, которые, в свою очередь, не имеют другого источника покрытия задолженностей, кроме расчетов потребителей за тепловую энергию. Как следствие долги за потребленный газ множатся, предприятия теряют оборотные средства, заложенные в тариф на развитие предприятия, поскольку все они списываются на счета НАК «Нафтогаз». Это делает невозможной своевременную выплату заработной платы и налогов, модернизацию и текущий ремонт сетей. Услуги предоставляются неподобающего качества, в то время когда тарифы на коммунальные услуги постоянно растут и население задумывается над их оплатой. Таким образом, предприятия из прибыльных становятся убыточными. А это свидетельствует о том, что их могут рано или поздно продать за копейки.

Кроме того, схема расчета разницы в тарифах делает возможными коррупционные схемы. Для организации взаиморасчетов, в соответствии с Постановлением № 375, предприятиям ТКЭ необходимо утвердить и согласовать объем задолженности у газового монополиста. Он решает, какому предприятию какое количество долгов будет «закрыто» разницей в тарифах. При наличии долгов «Нафтогаз» подает в суд и налагает арест на счета предприятий ТКЭ, что создает препятствия стабильной работе ТКЭ. Поэтому существует искушение «договориться» о размере долгов.

Частично исправить ситуацию может принятие Верховной Радой проекта закона № 2007 «О мероприятиях, направленных на обеспечение постоянного функционирования субъектов ведения хозяйства в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода». Настоящий документ предусматривает установление моратория на начисление и взыскание неустойки (пени, штрафу) и других финансовых санкций энергоснабжающими компаниями в случае несвоевременного осуществления платежей за использованный природный газ и услуги по его транспортировке и электрическую энергию субъектам ведения хозяйства, для которых тариф на тепловую энергию и услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу был установлен ниже себестоимости с учетом предельного уровня рентабельности и полностью не возмещены потери и убытки в результате установления таких тарифов, а также не возмещены убытки в результате предоставления льгот по оплате за потребленную тепловую энергию отдельным категориям потребителей к моменту получения ими возмещения потерь и убытков в установленном порядке. Однако, несмотря на то, что этот законопроект был зарегистрирован в парламенте почти год назад, сейчас его только готовят ко второму чтению.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать