Траектория кризиса
Эксперты назвали причины слабых переговорных позиций Украины в МВФ
В Украине с 1 октября 2018 года цена на газ для населения может вырасти на 23% вместо необходимых 40%, на которых настаивает Международный валютный фонд.
Таким образом, стоимость голубого топлива может составить 8,55 тыс. грн вместо нынешних 6,96 тыс. грн. Как сказано в материале РБК—Украина, именно такие цифры сейчас рассматривают в правительстве.
Устроит 23%-й рост миссию, или же правительству придется уступить кредитору, станет известно по итогам переговоров, отмечает издание. Собеседники агентства в Кабинете Министров пока уходят от прямых ответов.
«Последние несколько месяцев МВФ работал только на прием информации, которую мы им отправляли. Все проблемные вопросы будем обсуждать уже в Киеве. Наша задача — подписать меморандум. Других вариантов нет», — дал комментарий высокопоставленный чиновник накануне приезда миссии.
Напомним, что в четверг, 6 сентября, в Киеве начала работу миссия Международного валютного фонда (МВФ). В частности, во время визита, который будет длиться до 19 сентября, правительство и члены Фонда планируют обсудить и повышение цены на газ для населения, мол, именно эта мера является требованием МВФ для получения Украиной очередного кредитного транша.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Хотя, напомним, в меморандуме, который в 2017 году подписали Президент Петр Порошенко, премьер Владимир Гройсман, тогдашний министр финансов Александр Данилюк и теперь уже экс-глава НБУ Валерия Гонтарева, помимо газа идет речь о ряде других требований, выполнение которых, по мнению аналитика Олега Устенко, миссия МВФ тоже будет мониторить. В частности, убежден эксперт, у кредитора будут вопросы к выполнению государственного бюджета, проведению приватизации и планированию главного финансового документа страны на 2019 год.
По его словам, украинской власти придется быть более «покладистой» с МВФ. «Самолет под названием «Украина» двигается прямо на скалу. До столкновения — максимум месяц-полтора». Единственное, что, по его мнению, спасет — транш МВФ. Он даст «передышку», чтобы запустить новую экономическую политику, с которой мы начнем сходить с катастрофического курса. Ошибкой Устенко считает планирование экономического роста, ориентируясь на экспортную модель. По его мнению, правительству следует немедленно от этого отказаться. И взять курс на внедрение так называемой инновационной модели роста. Таким образом мы можем рассчитывать, по мнению эксперта, на достаточный приток прямых зарубежных инвестиций.
По подсчетам Устенко, Украина в 2018 году показала исторический минимум показателя притока прямых зарубежных инвестиций — 2,5 миллиарда долларов. Даже в кризисный, по его словам, 2013 год ситуация была лучше — 4,5 миллиарда долларов. Такую высокую цену правительство платит за промедление, или имитацию реформ. По словам Устенко, бизнес все это видит, и потому не «голосует за Украину». По подсчетам аналитика, если бы ситуация была иной, то есть зарубежный инвестор доверял украинской власти и активно вливал средства на уровне хотя бы 10 миллиардов долларов в год, наши переговорные позиции с МВФ были бы значительно сильнее. А возможно, нам даже можно было бы и отказаться от помощи.
Согласен с Устенко и другой эксперт — экономист Александр Савченко. Он допускает, что переговорная позиция украинских правительственных чиновников — очень слаба. Это же касается и Национального банка. «Поэтому любой клерк МВФ может диктовать нам свою волю, он не верит в более сложные решения. В частности, увеличить добычу газа, нарастить эту добычу или уменьшить расходы или внедрить конкуренцию. Они не верят, что Украина может это реализовать. Поэтому и предлагают простую «дубовую» формулу — повысить цены до уровня промышленности», — считает Савченко.
По его словам, кредитор требует от Украины сбалансировать разницу в стоимости газа для населения и промышленности. Поэтому, по его мнению, правительству стоило бы снизить стоимость топлива для промышленности и минимально повысить ее для граждан. Таким образом удастся выполнить требование МВФ без существенного удара по карманам украинцев. «Так что у меня есть предложение к пану Гройсману: снизить промышленности цены на газ приблизительно на 15—20%. Это даст возможность незначительно увеличить цены для населения — на те же 15—20%. Однако это же не 65% или 35%», — отметил Савченко.
По его словам, таким образом удастся сделать бизнес прибыльным, а бюджеты украинцев — более-менее защищенными от грабежей «через необоснованные цены на газ».
«Конечно, лучше всего было бы запустить рынок газа. Например, у нас же есть рынок бензина. Да, там возникают проблемы, однако на нем есть и конкуренция», — заметил экономист.
А основной бенефициар повышения цены газа — НАК «Нафтогаз» — компания и без того сверхдоходная. По мнению экономиста, она более рентабельна, чем даже российский «Газпром».
«Куда еще увеличивать цены? Да, правительству нужно принимать жесткие решения, однако они по крайней мере должны быть рациональными и базироваться не на победе в выборах, а на увеличении прибыльности украинского бизнеса или улучшении бюджетов обычных граждан. К тому же это возможно сделать», — убежден Савченко.
Что же касается возможности срыва сотрудничества Украины с МВФ, он отметил: политическое решение Вашингтона и коллективного Запада все же заключается в том, чтобы предоставить Украине последний транш. «По моему мнению, это выгодно и для Вашингтона, и для Киева. Поэтому я ожидаю компромисса — Гройсмана заставят увеличить цену на газ, однако не на 65%. Думаю, повышение будет составлять 25—35%», — допустил эксперт.
И не надо украинцев пугать дефолтом, говорит Савченко. «Золотовалютных резервов Нацбанка хватит как на погашение наших долгов, так и на критический импорт», — отметил эксперт. По его словам, дефолт в Украине может произойти только в 2020—2021 году, и то при условии абсолютной тотальной изоляции государства от международных капиталов.
Выпуск газеты №:
№162, (2018)Section
Экономика