Три подсказки новому министру АПК
Во всех без исключения странах критерием оптимизации структурной перестройки экономики была занятость населенияВ политической и экономической ситуациях, которые ныне есть в Украине, необходимо не только изменить власть, а проанализировать — почему все концепции, программы, стратегии и так далее абсолютно не отвечали тем проблемам, которые существовали в стране.
Более того, мне было жутко их читать и анализировать — все они предусматривали увеличение производства для последующего обогащения отдельных, назначенных кем-то, людей и ни одного серьезного расчета о том, как обеспечить нормальную жизнь для всего народа. Чтобы убедиться, можно посмотреть так называемые стратегии развития села, начиная с 2000 по 2020 годы. С сожалением просматриваю стратегии развития многих стран, которые были разработаны в 50-х годах прошлого века, когда появились большие электронно-вычислительные машины. Во всех без исключения странах критерием оптимизации структурной перестройки экономики была в первую очередь занятость населения. Наш профильный (аграрный) министр отчитывается лишь о наращивании экспорта зерновых и масличных культур, хотя у него совсем другие функциональные обязанности, а именно разработка мер аграрной политики, принятие которых должно помогать (эффективный труд) всем без исключения сельским жителям (не только себе родному со своими бизнес-интересами). В стратегиях развития африканских стран (как и в других странах) предусмотрено решение жизненных проблем не только населения, но и диких животных, включая разных насекомых, бабочек и тому подобное.
♦ Перед аграрным сектором Украины стоит проблема: заменить существующий механизм взаимоотношений, при котором товаропроизводители расстаются со своей продукцией по символической цене, различные правительственные агентства работают в интересах нескольких чиновников, а огромная маржа на цепочке к конечному потребителю обходит Государственный бюджет. При такой ситуации катастрофически растет долговая зависимость Украины, а сельские жители остаются без земли, которая концентрируется у нескольких десятков семей.
Поэтому, я считаю, в существующей ситуации, необходимо в первую очередь очень быстро решить следующие задачи:
1. Организовать льготное кредитование товаропроизводителей для проведения весенне-полевых работ и возвращения кредитов не ранее января-февраля следующего года (а не сразу после сбора, что является причиной практически нулевых цен за зерно для первичных производителей). Созданные государственные агентства — Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины, Аграрный фонд с его дочерним предприятием «Агрофонд-зерно» должны стать государственными операторами (как это было и есть в Канаде), которые будут управлять запасами зерна, экспортировать его в периоды высших цен на мировом рынке. При этом они будут закупать зерно по заранее установленной цене, а прибыли будут распределять между товаропроизводителями пропорционально количеству и качеству проданного ими зерна. А их предыдущая так называемая «интервенция» на рынке зерна заканчивалась лишь ограблением крестьян и экспортом всех запасов зерна Аграрного фонда. Всем справедливо зарабатывать — это не фантазия. По данным исследования американских экспертов проекта USAID, прибыльность зернотрейдеров в Украине составляет около 19 % на каждой тонне, тогда как на развитых рынках Северной Америки и Европы — около 1 % (все расчеты — на базе FOB). А сколько зарабатывали разные посреднические структуры с Партией Регионов для формирования фонда финансирования следующих выборов! И все за счет снижения цен, например, зерна до 250-500 грн за одну тонну, по которой отдавали первичные производители «бизнесменам».
2. Срочно установить справедливые цены и в первую очередь для всех участников молоко— и мясопродуктового подкомплексов. Маржу в несколько сот процентов, которая возникает на последней стадии — реализации (и обходит государственный бюджет), распределить между всеми участниками рынка, включая первичных производителей.
Для этого необходимо разработать проект Закона о ценах перепродажи, которыми будут регулировать доли каждого участника агропромышленного территориального комплекса (материально-технического обеспечения, системы производства, транспортировки, хранения, переработки и сбыта) в распределении цены спроса (розничной). С принятием данного закона будет упорядочена деятельность субъектов ведения хозяйства, особенно посредников (ограничение маржи 5—10 процентами). А первичный производитель будет получать в конечной цене, например, масла сливочного 10% (необходимо рассчитать после разработки межотраслевого баланса молокопродуктового подкомплекса). Еще в 2010 г. средняя цена 1 кг говядины, по которой реализовывали ее первичные производители, составляла 16 грн (в 2012 г. — 22 грн.), а на рынках, супермаркатех 1 кг говядины много лет стоит 50—60 грн. Первичные товаропроизводители убыточные, а уровень рентабельности в торговле (вместе с деятельностью посредников) достигает 300—400 %! Разница только на говядине и телятине, которая ежегодно потребляется (без сушеного, копченого, консервированного и тому подобное мяса и субпродуктов), составляет около 4 млрд грн. Поэтому животноводство продолжает уничтожаться не потому, что крестьяне ленивы, как объясняли чиновники, а потому, что на снижении цен, которые ниже себестоимости, был построен бизнес на мясном рынке.
3. Оптовые рынки «им. Азарова» являются карикатурой рыночной экономики. В общих чертах идеология мощных оптовых рынков (около Токио, Парижа и тому подобное) построена таким образом: товаропроизводители поставляют свою, например, овощную продукцию в 2—4 часа утра в соответствии со спросом по определенной цене. Супермаркет или любые другие оптовые потребители (после аукциона, договоренности о цене и тому подобное) имеют право добавить к цене, например, 15—20 %. Чтобы больше заработать, они заинтересованы дать высшую цену первичному товаропроизводителю, но так, чтобы конечному потребителю — населению страны продукция была доступной по цене. Тогда часть прибыли не обойдет Государственный бюджет. Организация мониторинга технологических расходов на всей цепи от первичного товаропроизводителя до продажи конечному потребителю, налаживание телекоммуникационной сети (накапливается и обрабатывается вся рыночная информация) и тому подобное и разработанный закон по установлению правил, которые обеспечат справедливые для всех участников цены продажи (перепродажи) плодоовощной продукции, защитят в первую очередь первичных товаропроизводителей. Какую ценообразующую, кроме заработка бывшего высокопоставленного должностного лица, выполняет оптовый рынок «Столичный»? Где и в какой стране, которая только встает с коленей, чиновники организуют собственные частные и карманные оптовые рынки с противоположными для них функциями? Пока что чиновники, исходя из своих интересов, организовали функционирование оптовых рынков как больших базаров, которые не является местом, где устанавливается справедливая для всех, особенно первичных товаропроизводителей, цена.
И в завершение добавим, что Украина находится в очень сложной ситуации из-за создания благоприятной среды лишь для сотни агрохолдингов и посредников. Для перезагрузки рыночной среды, благоприятной для всего сельского населения, необходимо использовать практику развитых стран. Все должно начинаться с исследования проблем аграрного сектора экономики (инвентаризация земель, установление владельцев и тому подобное) и сельского населения (желают или нет продавать землю, при каких условиях будут работать, кооперироваться в производстве, торговле и тому подобное). Это является стартом в разработке стратегии развития АПК. В Канаде, например, процесс разработки стратегии проходит длинную процедуру консультаций на всех уровнях, где в первую очередь принимает участие население страны. Все информативные документы по проблемам, которые существуют в государстве и которые необходимо оценить, обсудить в процессе дискуссий, консультаций, сосредоточиваются в документе, который называется «Зеленой книгой». После дальнейших опросов, дискуссий и консультаций с сельским населением разрабатывается следующая, «Белая книга», которая содержит официальные предложения по разработке отдельного направления. Выбранная политика (из «Белой книги») относительно решения конкретной проблемы (или взаимоувязываемых для конкретной отрасли) является программой, концепцией, стратегией.
В отличие от стабильного состояния в экономике (клановая собственность) новая власть должна внедрить механизм стабильности в подходах к управлению социально-экономическими ситуациями. В системе принятия решений, которые будут базироваться на расчетах, предусматривать защиту интересов государства и его граждан.
Также, по-видимому, необходимо на законодательном уровне установить, что призывы, которые за последние годы звучали все громче и громче (с первой уже фактической застройкой китайцами свиноферм в Украине и тому подобное) относительно продажи иностранцам земли, являются преступлением.
Выпуск газеты №:
№42, (2014)Section
Экономика